Неофитова Елена Юрьевна, преподаватель, ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1"
В ГБПОУ СО "НТПК № 1" в 2017-2018 учебном году создана "Программа комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья".
Комплексное сопровождение обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется на основании общих принципов деятельности команды сопровождения:
- принцип адекватности содержания и форм сопровождения целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ;
- принцип непрерывности и комплексности процесса сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного процесса;
- принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов и лиц с ОВЗ в профессионально-образовательной сфере; на научение их самостоятельно преодолевать трудности, на повышение их ответственности за становление полноценными субъектами собственной профессиональной и социальной жизни;
- принцип индивидуализированности и направленности сопровождения на дифференцированный подход к обучающимся инвалидам и обучающимся с ОВЗ в соответствии с видом нарушений их здоровья, учета индивидуальных особенностей и характеристик реабилитационного потенциала обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;
- принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов и лиц с ОВЗ, осуществления сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ во взаимосвязи с их профессиональной, психологической, социальной, медицинской и технической реабилитацией;
- принцип скоординированности действий специалистов сопровождения, административного и преподавательского состава профессиональной образовательной организации и осуществления межведомственного взаимодействия с другими организациями, принимающими участие в сопровождении обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;
- принцип опоры на инклюзивный (смешанный) коллектив обучающихся в профессиональной образовательной организации, включающий и инвалидов, и лиц с ОВЗ, и остальных обучающихся, создание единой психологически комфортной образовательной среды;
- принцип защиты прав и интересов инвалидов и лиц с ОВЗ, учета мнения их родителей (законных представителей), помощи семье.
Программа сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ СО "Нижнетагильский педагогический колледж № 1" предполагает деятельность по следующим направлениям:
Организационно-педагогическое сопровождение | Совокупность мероприятий, направленных на своевременное и качественное освоение образовательных программ студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса |
Психолого-педагогическое сопровождение | Процесс, направленный на изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности, систематизированная деятельность по обогащению знаний (общеразвивающих и профессиональных), познавательная и эмоционально-волевая сфера, развитие мотивации, профессиональная ориентация и профессиональное становление личности обучающегося с ОВЗ |
Социальное сопровождение | Социализация студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, создание условий для их интеграции в социум. Обеспечение защиты прав личности обучающихся, обеспечение их социально-педагогической безопасности, социальной поддержки и содействия обучающемуся и его семье в трудных жизненных ситуациях |
Медицинско-оздоровительное сопровождение | Диагностика физического состояния обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, сохранение здоровья, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе, профилактика обострений основного заболевания |
Данные направления позволят создать систему комплексного сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что обеспечит доступность их профессионального образования.
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется посредством диагностического блока программы и отзывов участников образовательного процесса.
Контроль реализации программы осуществляется заместителем директора по организации образовательного процесса, курирующим работу со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.