Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 5", Екатеринбург
Программа составляется на основе психологической характеристики обучающегося, в которой отражается: фамилия, имя ребёнка, дата рождения. Посещал ли детский сад, если да, то с какого возраста. Перечень школьных трудностей. Подробное описание поведения ребёнка на занятиях. В какие игры предпочитает играть ребёнок. Подробное описание поведения ребёнка во время игры. Особенности общения со взрослыми. Специфика детско-родительских отношений: характеристика семьи (полная/неполная, благополучная/неблагополучная, количество детей в семье, состав семьи); отношение родителей к ребёнку. Особенности общения со сверстниками. Предполагаемая причина и тип психологической неготовности ребёнка к школьному обучению.
Первый этап
Задачи, решаемые на этом этапе:
- Научиться действовать в воображаемом плане, овладеть обобщённым (вербальным) способом решения игровых задач.
- Научить ребёнка использовать предметы-заместители.
Средства коррекционной работы:
- Использование сюжетно-ролевых игр, которые сначала организует взрослый и играет с ребёнком. В игре вместо игрушек используются предметы-заместители.
- Игра с игрушкой, которая символизирует партнёра по игре, например с мишкой или собачкой.
- Сюжетно-ролевая игра вдвоём с другим ребёнком под наблюдением взрослого, который следит, чтобы основной целью в игре была ориентация на социальный аспект.
Перечень возможных трудностей:
- Ребёнок может испытывать затруднения при использовании другого предмета в качестве предмета-заместителя.
- У ребёнка могут быть трудности вербализации в описании действий в процессе игры.
- Ребёнку, возможно, будет трудно сохранить ориентацию на социальный аспект.
Второй этап
Задачи, решаемые на этом этапе:
- Научиться понимать смысл деятельности, задаваемой другими и задавать смысл совместной с партнёром деятельности.
Средства коррекционной работы:
- Задания в виде образной игры или игры на конструирование, которые осмысливаются взрослым (взрослый называет то, что изобразил ребёнок).
- Задания с использованием конструктора или мозаики, но теперь угадывает ребёнок.
Перечень возможных трудностей:
- У ребёнка могут быть трудности при придумывании и выполнении чего-либо из конструктора (возможно, будут однотипные поделки).
- Возможны трудности определения изображаемого предмета (нужно подготовить для ребёнка наводящие вопросы).
Третий этап
Задачи, решаемые на этом этапе:
- Научиться действовать в воображаемом плане.
Средство коррекционной работы:
- Совместное со взрослым рисование и описание рисунков, а затем объединение рисунков в один.
- Выполнение индивидуальных рисунков группой детей (в том числе и Димой), объединение рисунков в один, с последующим составлением рассказа.
- Придумывание игры по правилам на основе коллективного рисунка.
Перечень возможных трудностей:
- Возможно, ребёнку будет сложно придумывать рисунки.
- Возможны трудности составления рассказа по общему рисунку.
- Могут быть трудности при придумывании игры по правилам.
Четвёртый этап
Задачи, решаемые на этом этапе:
- Преодоление привязанности к конкретному предмету перевоплощения, изображённой на картинке фигуре, написанному письму.
Средства коррекционной работы:
- Выполнение ребёнком рисунка и составление по нему рассказа.
- Придумывание ребёнком рассказа и выполнение по нему рисунка.
Перечень возможных трудностей:
- Ребёнку может быть трудно описать свой рисунок.
- Возможны трудности выполнения рисунка по рассказу (взрослому рассказ нужно будет записать).
Пятый этап
Задачи, решаемые на этом этапе:
- Введение в жизнь ребёнка обучения, построенного на основе игры как формы жизнедеятельности.
Средства коррекционной работы:
- Групповые игровые задания с элементами обучения: списывание, решение задач, чтение и др. (Например, игра в «Путешествие на корабле». Ребёнку нужно будет купить билет, объяснить другим детям правила поведения на корабле, выбрать себе блюда на обед на определённую сумму и т.д.)
- Обучение ребёнком взрослого или сверстника той или иной игре.
Перечень возможных трудностей:
- Возможны трудности при выполнении счётных операций (нужен наглядный материал).
- Ребёнку, возможно, будет трудно разъяснить правила игры другому.