Шейхалиева Татьяна Владимировна, учитель ритмики, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться в новом коллективе, найти подход к одноклассникам в разных видах социального взаимодействия. Занятия по музыкально-ритмической деятельности даёт возможность обеспечить собственное эмоциональное равновесие: собирает, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому, а также вызывает интерес к творческому сотрудничеству с одноклассниками. Считается, что посредством танца и движения можно быстрее и эффективнее установить контакт и что взаимный диалог всегда успешнее тогда, когда осуществляется он с помощью движений.
Занятия по музыкально-ритмическому воспитанию детей позволяют решить ряд задач, направленных на коррекцию познавательных процессов, а также социального взаимодействия:
- определить индивидуальные способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память;
- сформировать творческие рабочие группы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей, ограничений жизнедеятельности, а также притязаний детей);
- способствовать формированию комфортной обстановки в танцевальных группах через музыкальные танцевальные игры;
- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как в зале или на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности;
- способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и совместной творческой деятельности детей;
- развивать внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений;
- выработать механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.
- развивать у детей с ОВЗ умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
У детей с ОВЗ на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, последовательная организация действий.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы в общении, для начала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через определенное время. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
Творчество в музыкально-ритмическом воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, способности к импровизации в музыкально-ритмических движениях. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными. На занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.
Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно-необходимые навыки.
Таким образом, музыкально-ритмические взаимодействия в парах создают благоприятные условия для развития коллективного творческого дела, появляется возможность для сотрудничества, понятия и принятия чувств партнёра, выстраивает гармоничные отношения в коллективе.