Савченко Оксана Владимировна, учитель географии, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
Повышение качества обучения – одна из важнейших задач современного учителя. Особенно актуален этот вопрос для педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учитель должен не только донести важную и полезную информацию до обучающегося, но и уметь представить ее так, чтобы это привлекло внимание, заставило задуматься, было доступно для понимания ребенка, имеющего особенности в обучении.
Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании ЦНС, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию.
В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации обучающихся, внедрение инновационных технологий, адаптация общеобразовательных программ, применение разнообразных методов и приемов, могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее в получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому, независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
Учитель в современной школе выступает не столько «информатором», сколько руководителем, наставником, направляющим обучающихся к новым знаниям. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».
В трудах таких известных педагогических деятелей, как И.Ф. Харламов, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, Е.В. Коротаева доказана связь успеваемости и познавательной активности обучающихся.
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса, активности и, как следствие повышение показателей качества образования.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности обучающихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения, что позволяет соединить элементы нескольких технологий в обучении: традиционное обучение, личностно-ориентированная технология, игровая технология, проблемное обучение, проектная технология, интегрированное обучение, обучение с применением ИКТ, технология исследовательской деятельности, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающая.
Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и обучающихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у обучающихся познавательный интерес на уроке.
Курс начальной физической географии знакомит детей с новой интерес-ной и древней наукой. От того насколько ярко и эмоционально начнется это знакомство, зависит дальнейший ход познаний. Использование на уроках до-полнительной литературы, поэзии способствует развитию мысли обучающихся, дарит бесконечную радость момента открытия истины и дает учителю возможность совершенствовать формы и методы обучения географии.
Также активно нужно применят игровые технологии, для более активного вовлечения обучающихся в процесс приобретения новых знаний. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитию интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию.
Но и при планировании уроков в старших классах нельзя недооценивать игру, как средство познания нового, утрачиваемое при взрослении. И здесь на помощь приходит один из новых видов игр – квест-игра. Квест - это движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо. Большой интерес обучающиеся старших классов проявляют к такому роду игровых уроков.
Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Здесь могут быть любые задания, в которых обучающийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Практическое применение элементов проектной технологии, суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от обучающихся их применения для решения проблемных заданий, знания материала на данном историческом этапе. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Технология интегрированного обучения рассматривается как один из способов активизации познавательной активности обучающихся. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.
Без использования информационно-коммуникационных технологий в различных сферах педагогической деятельности невозможно представить со-временное образование. Компьютер используется на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (презентации, видеофрагменты), при закреплении знаний (дидактические материалы), при повторении, при контроле ЗУН (тесты, самостоятельные и проверочные работы).
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из обучающихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне. Обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, он является часто недостижимым для многих детей. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.
Роль карты в географии прекрасно определил Н.Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для обучающихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Карта привлекает внимание обучающихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.
Здоровьесберегающие технологии являются необходимым и основополагающим звеном в организации учебного процесса в школе, обеспечивающие школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления обучающихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование современных образовательных технологий, умелое чередование и совмещение их в образовательном процессе развивают познавательный интерес у обучающихся, повышают общее интеллектуальное развитие, также способствуют развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность, развивается познавательный интерес к предмету. А об эффективности применения таких технологий должны говорить стабильные результаты учебных достижений и повышение качества образования.
Литература
- Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004, вып. 3
- Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. Минск : Народная света, 1970, с.7
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М. : Педагогика, 2003, с. 208
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М. : Просвещение, 2005, с. 160