Дильман Марина Викторовна, воспитатель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск
Актуальным направлением образования детей с ограниченными возможностями здоровья является формирование коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ. В данной статье представлен опыт работы по формированию коммуникативных УУД у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности, формы работы успешной социализации обучающихся с ОВЗ.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) определяется требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО обучающихся с ТНР.
Организация целенаправленной систематической работы по повышению качества образования, развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей с ТНР предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно-смысловой сферы; развитие умения учиться.
Овладение обучающимися с ТНР комплексом универсальных учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности, обеспечивает им возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения.
Внеурочная деятельность создает оптимальные условия для развития универсальных учебных действий, так как организована для удовлетворения потребностей обучающихся с ТНР и позволяет организовать разные виды совместной деятельности с учетом интересов, склонностей и способностей учеников. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой каждый вид учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой развития. Формирование коммуникативных УУД для обучающихся с ТНР является важным и актуальным. Именно коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, формируют умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
Организация театральной деятельности включала в себя изготовление кукол для настольного кукольного театра, театра на магнитах; постановку спектакля, изготовление декораций, репетиции и показ спектакля сначала одноклассникам, а затем детям из других классов и параллелей. Театральная деятельность дает возможность овладеть монологическими и диалогическими формами речи, современными средствами коммуникации, выражать мысли, чувства и эмоции в соответствии с задачами и условиями ситуации. Это обеспечивает не только развитие речи, но и оказывает психотерапевтическое воздействие, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Театрализованная деятельность является средством развития общения для детей с ТНР.
Организация проектной деятельности дает возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки обучающихся с ТНР.
Для реализации школьного проекта используются различные формы организации: викторины, экскурсии, соревнования, конкурсы, мастер-классы, презентации. Участникам проекта предоставляется возможность проявить себя в разных областях деятельности с учетом собственных интересов, возможностей, способностей.
Школьный проект "Театр. Творчество. Дети", посвященный Году Театра, был организован и проведен в 5 этапов.
Первый этап "Театр детям" включал в себя посещение учреждений культуры (театров, концертов, выставок, театральных уроков, встреч с артистами и деятелями культуры) в течение учебного года.
На втором этапе "Театральный калейдоскоп" были представлены театральные постановки. Обучающиеся с ТНР показали спектакль по сказке "Зеркальце" Григора Витеза. Роли были распределены с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР.
Третьим этапом школьного проекта был общешкольный фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!", целью которого стало воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ. Обучающиеся проявили особую заинтересованность в выборе песни, истории ее создания, исполнении, создании сценических образов. Расширение культурного пространства образовательной организации, знакомство учеников с ценностями культуры, совместная деятельность обучающихся ТНР с обучающимися разных нозологий способствует активной социальной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертый этап – конкурс "Портфолио обучающегося", который направлен на формирование у обучающихся с ТНР культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Конкурс "Портфолио обучающегося" способствует развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся с ТНР.
Проектная деятельность может быть эффективно использована как инструментарий для формирования у обучающихся с ТНР универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; формирования мотивации к обучению, самоорганизации, саморазвитию и социализации.
Овладение обучающимися с ТНР коммуникативными УУД обеспечивает рост социальной активности обучающихся, их мотивации к активной познавательной деятельности, повышение коммуникативных и исследовательских компетентностей, рефлексивных навыков, качественное изменение в личностном развитии.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2010
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2010
- Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Е.В. Леонова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91 - 96.