Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск
Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Кант
Ум ребенка находится на его пальцах. В.А. Сухомлинский
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение, но общий смысл сводится к одному - развитие головного мозга через движение.
Кинезиология – научное направление, объединившее в себе знания и методы из многих отраслей наук: медицина, психология, коррекционная педагогика, логопедия. Во всех известных философских системах древности можно проследить истоки кинезиологии. В древнекитайской философской системе Конфуция (около 2700 года до н. э.) есть система определенных движений дляукрепления здоровья и развития ума.Основной целью древнеиндийскоййоги было обретение высших психофизических способностей, которые развивали через элементы кинезиологии.
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Развитие межполушарного взаимодействия ведёт к развитию интеллекта, а значит и развитию речи.
Кинезиологические упражнения – это один из способов предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей, а значит, способствовать развитию речи и обеспечить полноценное, гармоничное развитие школьников. Эти упражнения создают новые нейронные сети, что приводит к качественному улучшению взаимодействия полушарий мозга. Кинезиологические упражнения целесообразно применять к детям с ОВЗ.
Основные задачи кинезиологии:
- Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
- Развитие моторики, пространственных представлений.
- Развитие речи, навыков письма и чтения.
- Развитие психических процессов.
- Повышение продуктивности деятельности.
- Снятие эмоционального напряженияи создание положительного эмоционального фона.
- Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста ребёнка.
При использовании кинезиологических упражнений следует помнить, что:
- сновным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Педагог должен сам хорошо владеть техникой выполнения упражнений, а только потом показывать это детям.
- Все упражненияможно выполнять в любом месте и в любое время, так как они просты в выполнении. Лучше всего проводить в виде игры, продолжительностью 5 – 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
- Заниматься следует ежедневно, чтобы достичь хорошего результата.
- Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми в доброжелательной обстановке, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
При регулярном выполнении кинезиологических упражнений происходят положительные структурные изменения у людей всех возрастов. Выполнение кинезиологоческих упражнений не требует материальных затрат, чем удобны в применении и органично вписывается в структуру любых занятий.Обучающиесявыполняют упражнения с большим желанием, а это является важным аспектом для роста мотивации в обучении.
Комплексы кинезиологических упражнений для логопедических занятий.
Комплекс №1
- Массаж губ. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Рот открыт. Растереть область губ.
- Массаж лба. Левая рука на животе, правая чуть выше межлобья. Массировать правой рукой. Представить в области лба разрастающийся голубой шар.
- Упражнение на релаксацию. Сидя на стуле, руки положить ладонями на стол. Плечи развернуть и расслабить. Сделать круговые движения головой по направлению к грудной клетке. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.
- Упражнение для повышения мышечного тонуса. Сидя на стуле, руками держась за стул, делать круговые движения ногами сначала в одну, а затем в другую сторону.
Комплекс № 2
- Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10.Начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
- Массировать щёки круговыми движениями пальцев 1 минуту. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
- Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 минуту.
- Массировать нос кончиками пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
- Открытым ртом и нижней челюстью делать резкие движения влево - вправо. Повторить 10 раз.