Чалко Наталья Александровна, учитель технологии, ГКОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск
При определении своих профессиональных перспектив учащиеся с ЗПР сталкиваются со многими трудностями: психологическая неготовность к выбору и продолжению образования, отсутствие реальных знаний о мире профессий, неготовность самостоятельно решать социально-бытовые проблемы, боязнь адаптационного периода при переходе из одного учреждения в другое, отдалённость учреждений профессионального образования от места жительства. Поэтому я уделяю большое внимание проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся с ЗПР.
Всё содержание учебного предмета «Технология» дает возможность осуществлять работу по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, поскольку построено на включении учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, которые имеют практическую направленность, способствуют воспитанию стремления обучающихся к полезному времяпровождению. Проблема выбора профессии и планирования профессиональной карьеры на уроках технологии рассматривается через профессиональное информирование, профессиональную диагностику и профессиональные пробы. Обучающиеся на уроках знакомятся с профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов и созданием изделий из них, учатся выполнять по установленным нормативам трудовые операции и работы. Стремятся находить необходимую информацию в различных источниках, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности и построения планов профессионального образования и трудоустройства. На своих уроках я знакомлю ребят со спецификой различных сфер общественного производства, осуществляю знакомство с миром профессий: дизайнер, повар, кондитер, овощевод, цветовод, официант, швея, модельер-конструктор и т.д. Содержание уроков базируется на наиболее распространенных технологических процессах в сферах производства, сервиса и домашнего быта. Это технологии изготовления швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов и приготовления блюд, методы и средства художественно-прикладной обработки материалов. Обучающиеся получают знания и умения по черчению и графике применительно к изучаемым технологиям, начальные сведения по прикладной экономике и предпринимательству, экологии, систематизированный материал о мире профессий, знакомятся с методами творческой и проектной деятельности.
Традиционная модель профессиональной ориентации основана на формуле «могу-хочу-надо», которая рассматривает выбор профессии как поиск соответствия между желаниями подростка, его возможностями и требованиями рынка труда. Но эта модель работает только в том случае, если у подростка сформирована система трудовых мотивов и жизненных ценностей, которые задают вектор приложения профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Я имею возможность осуществлять педагогическое сопровождение профессионального самоопределения еще и на элективных курсах и во внеурочной деятельности. Темы занятий элективного курса «Основы профессиональной культуры» направлены на развитие ценностно-смысловой, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности, воспитание конструктивных ценностей и мотивов профессиональной деятельности, осознание важности любой профессии и ее взаимосвязи с другими профессиями, формировании реалистичных представлений о себе. Если прежняя профориентация сводилась к вопросу «Кем быть?», то в XXI веке на передний план выходит вопрос «Каким быть?».
Современная школа более ориентирована на развитие познавательной сферы, хотя именно эмоциональный (социальный) интеллект (способность мудро поступать в человеческих отношениях) считается главным условием достижения успеха в карьере и счастья в личной жизни. Занятия «Личность и профессия», «Поведение в конфликтах», «Профессионально важные качества», «Направленность личности», «Что я знаю о себе», «Мое здоровье» помогают обучающимся адаптироваться в обществе и окружающей реальности. Изменить установки человека, его личностные ценности и мировоззрение, пробудить творческие потенциалы и потребности в самоизменении и саморазвитии помогают тренинги «Уверенность», «Жизненные трудности человека на пороге взросления», «Мой внутренний мир».
Выставки декоративно-прикладного творчества, тематические конкурсы, недели технологии и другие формы внеурочной работы помогают формировать у обучающихся уверенность в своих силах, не подавляют индивидуальность, а развивают ее, позволяют стимулировать самостоятельность и совершенствовать воображение. Экскурсии на предприятия и учебные заведения города, посещение мастерской «ТехноЛаб», центра занятости населения, встречи с работодателями и профессионалами, увлеченными своей работой, помогают осознать, что рабочая профессия – это нужно, это престижно, это выгодно и рентабельно: квалифицированный рабочий может обеспечить себе достойное существование. Заканчивается обучение проектной работой «Мой личный профессиональный план», в которой обобщаются, систематизируются и применятся полученные знания о себе, профессиях и карьере. Проект не должен быть формальным — важны эмоциональное отношение школьника к будущей профессиональной деятельности, рефлексия своих ограничений и возможностей, повышение ответственности за свой выбор.
От профессиональных достижений во многом зависит душевное равновесие, материальное благополучие, жизненный успех, удовлетворенность своей жизнью. Именно поэтому так важно правильно определить будущую профессиональную деятельность, найти свое призвание. Выпускники прошлых лет получают профессии повара, продавца, строителя, парикмахера и успешно работают на предприятиях города и области.