Барагузина Любовь Васильевна, учитель, МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени", Пермь
В статье представлены игровые приёмы, применяемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью для развития речи. Статья предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов.
Ключевые слова: Умеренная умственная отсталость, развитие речи, игра, круги Луллия, игры с фонариком
Проявления интереса к уроку обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно добиться путём применения новых, современных, или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых являются новые дидактические игры.
Положительные эмоции, которые возникают у ребёнка с умеренной умственной отсталостью во время игры, активизируют деятельность ученика.
Предлагаю вашему вниманию игровые задания и упражнения, созданные на основе «кругов Луллия». Игровые пособия могут использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Круги Луллия – одно из средств развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью.
Работа с «Речевыми кругами Луллия» ведётся:
- на уроках по развитию речи;
- в игровой деятельности вне занятий;
- в самостоятельной деятельности детей.
Игры на развитие связной речи
Цель игр:
- совершенствование навыка речевого общения, правильного построения предложений;
- закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания;
- формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Игровые круги по разным лексическим темам:
- «Что растет на дереве?»
- «Что растёт на грядке?»
- «Какие животные живут в жарких странах?»
- «Кто живёт в лесу?»
- «Кто живёт на ферме?»
- «Кто это? Что это?»
Пособие состоит из двух кругов, которые соединяются посередине и крутятся.
Детям задаются вопросы, например, по теме «Что растет на грядке?». Ребёнок крутит круг и учится отвечать полным ответом, например: «На грядке растет чеснок» — и т.д. Далее задаем вопрос, какого цвета он, какой на вкус.
С играми по составлению предложений «Кто что делает» очень хорошо работают дети с умеренной умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.
Например:
- «Что надевает Маша?»
- «Что купила девочка в магазине?»
- «Что кушает мальчик?»
Такие игровые пособия можно разработать по разным темам для уроков развития речи.
Игры с фонариком
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна (город Обнинск), которая и подала мне идею разработки разных игр «с фонариком» для уроков развития речи. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с таким вниманием реагируют на эту игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов и еще много какие педагогические задачи можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Например, игра «Съедобное, несъедобное».
Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Правила игры: Дети полетели на отдых, в аэропорту не пропускают чемоданы с пищей, нужно взять картинку с чемоданом, просветить ее фонариком и определить, какой предмет находится в чемодане (съедобный или не съедобный) можно ли нам взять его с собой.
Использование данных игровых приёмов на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью повышает мотивацию к учебной деятельности, эти игровые приёмы способствуют развитию связной речи у данной категории детей.