Жулякова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов, Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, Верхнетагильский центр ППМСП, Верхний Тагил
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина» В.В.Путин
Внедрение новых педагогических и информационных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами 16 национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.
Для того чтобы достичь позитивных результатов, обучение в нашей школе ведётся на доступной основе с опорой на интерактивные методы обучения. В своей педагогической деятельности используем следующие методы обучения:
- технология разноуровневого обучения;
- игровые технологии, творческие задания;
- технология проблемного обучения;
- проектная деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Данные технологии обучения заставляют ученика мыслить, анализировать, делать выводы, что соответствует современным требованиям урока. ФГОС НОО нацеливает нас на развитие творческих способностей, а не только учебных достижений обучающихся с ЗПР. Кабинеты, в которых осуществляется учебный процесс, оснащен всем необходимым для реализации поставленных целей.
Особенно актуальна в нашей школе, где обучаются дети с задержкой психического развития, технология разноуровневого обучения. Это технология в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Игровую технологию используем:
- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета;
- в качестве урока или его части;
- как технологию внеклассной работы.
Организуем групповую работу обучающихся на уроке из двух, трех человек в сочетании с другими формами деятельности, что способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию ответственности, самостоятельности, творческой активности.
Групповая работа на уроке даёт определенный эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии и формировании универсальных учебных действий.
Под нашим руководством обучающиеся готовят творческие проекты. Как итог работы были созданы проекты: «Пернатые друзья», «Моя малая родина», «Оригами», «Почему желтеют листья?»
Организуя проектную деятельность, ставим следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.
Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации;
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. Поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей с ЗПР, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.
В ходе проектной и исследовательской деятельности формирую следующие способности:
- рефлексировать;
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать;
- проявлять инициативу при реализации идеи проекта;
- вступать в коммуникацию.
Одной из приоритетных задач современного коррекционного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ. Главной целью является воспитание культуры здоровья и формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни. Этот вид технологии предполагает включение в урок проведение физкультминуток, которые способствуют повышению общего тонуса и снятию психоэмоционального напряжения.
Проведение динамических пауз позволяет коррегировать эмоциональные и поведенческие проблемы и создает благоприятную атмосферу. Включает в себя подвижные, пальчиковые и хороводные игры, массаж лица и кистей рук, ритмические упражнения.