Орехова Светлана Александровна, Чеботарева Ольга Вячеславовна, МАДОУ№21, Североуральск
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что без использования здоровьесберегающих технологий не может быть адекватно организованного обучения и воспитания. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы. Одной из таких форм являются логоритмические занятия.
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент таких детей, имеет общее недоразвитие речи. У них отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, мы пришла к выводу, что использование логоритмики, как здоровьесберегающей технологии наиболее эффетивно.
Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Цель, которую мы ставим в своей работе – это преодоление речевого нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
Логоритмическое занятие должно включать в себя следующие здоровье сберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика.
- Коррегирующая дыхательная гимнастика.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.
- Упражнения на активизацию внимания и памяти.
- Ритмические игры.
- Кинезиологические и валеологические распевки.
- Пальчиковые игры и сказки.
- Игровой самомассаж.
- Коммуникативные игры.
Методические рекомендации
К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, должны предъявляться определенные требования:
- Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1 раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что у детей произошли значительные изменения в восприятии и воспроизведении интонационных структур, и логического ударения, высоте и силе голоса, в тембре восприятия и воспроизведении речи.
Предлагаем конспект одного из итоговых занятий для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказки « Гуси – лебеди» с мультимедийным сопровождением ( приложение №1)