Гаренских Анастасия Олеговна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил, Свердловская область
В современной реальности проблема взаимоотношений между ребенком и родителями как обеспечение психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особенную значимость, так как является одним из важнейших аспектов государственной политики для сбережения здоровья нации.
Между типом детско-родительских отношений и развитием социально-психологических особенностей ребенка прослеживается очевидная закономерность: семейная среда представляет собой совокупность всех факторов, в которых живет семья, личностных особенностей родителей и стиля воспитания. На детей сильное влияние оказывают не только целенаправленные и осознанные родительские воздействия, но и все отличительные черты обоих родителей [2, с. 124].
С целью выявления особенностей и стилей воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ была проведена диагностика по детско-родительским отношениям в семьях обучающихся с ОВЗ.
В исследовании принимали участие 24 семьи – обучающиеся 2-х классов с задержкой психического развития по следующим методикам:
- Рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" Р. Бернс и С. Кауфман (КРС).
- Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин.
- "Методика для изучения социализированности личности учащегося" М. И. Рожков.
По результатам "Кинетического рисунка семьи" симптомокомплекс "Чувство неполноценности" имеет 42% обучающихся, это говорит о том, что ребенок чувствует себя незначимым и слабым в семье. Симптомокомплекс "Конфликтность в семье" - 21% обучающихся, что говорит о волнении и значимости ребенка о ситуации в кругу семьи. Симптомокомплекс "Тревожность" - 17%, что говорит о беспокойстве ребенка по отношению к кому-либо из членов семьи или в целом к семье. Шкала "Враждебность в семейной ситуации" - 8% , это говорит о том, что среди исследуемых есть семьи, в которых высокий уровень агрессивности. Шкала "Благоприятная семейная ситуация" - 12%, что считается индикатором эмоционального и психологического благополучия, восприятия интегративности семьи и включенности в семью.
Согласно результатам методики для родителей "Опросник родительских отношений" шкала "Отвержение" - 38%, что говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку с ОВЗ, в основном, негативные чувства: раздражительность, злобу,ярость, нервозность и досаду. Шкала "Контроль" - 21%, что говорит о том, что родитель задает жесткие дисциплинарные рамки, ставит себя главным перед ребенком, требует повиновения. Шкала "Инфантилизация" - 17%, это говорит о том, что взрослый считает ребенка ничтожным и относится к нему как к глупому существу. Шкала "Кооперация" - 12% родителей проявляют настоящую заинтересованность к увлечениям ребенка, высоко оценивают возможности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются общаться с ребенком равноправно.
Шкала "Симбиоз" - 8%: родители не устанавливают эмоциональную дистанцию между собой и ребенком, стремятся приблизиться к ребенку, знают то, что ребенку необходимо. Шкала "Принятие" - 4%: родители положительно относятся к своему ребенку, принимают ребенка безоговорочно, уважают и принимают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не сожалеют об этом.
По результатам теста "Методика для изучения социализированности личности учащегося"67% обучающихся с ОВЗ имеют низкий уровень социализированности, что говорит о том, что ребенок не адаптирован к социальным условиям, не принимает социальные нормы и правила. 29% составляют младшие школьники со средним уровнем социализированности. И лишь один обучающийся (4%) имеет высокий уровень социализированности, это позволяет сказать то, что ребенок адаптирован, знает и принимает социальные нормы поведения.
Проанализировав диагностику детско-родительских отношений и изучив уровень социализованности младших школьников с ОВЗ, мы понимаем то, что на процесс социализации ребенка может повлиять не только усвоение ребенком социальных норм через общественный опыт, воспитывающие ситуации и проблемно-ценностное общение, но и через оптимизацию детско-родительских отношений, гармонизацию взаимодействия детей со своими родителями.
Обозначив важность проблемы, была выстроена психолого-педагогическая работа по оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитывающих младших школьников с ОВЗ, которая представлена в Приложении 1.
Таким образом, реализованные формы и методы взаимодействия с семьей показали свою результативность. После проведения повторной диагностики в конце учебного года наблюдается положительная динамика в процессе оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ. Большинство родителей научились принимать своего ребенка (шкала "Принятие" - 33%), взаимодействовать с ним (шкала "Кооперация" - 17%), уважать его мнение, появилось совместное времяпрепровождение родителей и детей (шкала "Симбиоз" - 17%), родители повысили уровень своей психолого-педагогической компетентности и узнали о психологических особенностях собственных детей. Большинство обучающихся (67%) стали воспринимать семейную обстановку как благоприятную, а также повысилось количество младших школьников с ОВЗ со средним (50%) и высоким (33%) уровнями социализированности. Это говорит о том, что детско-родительские отношения влияют на процесс интеграции ребенка с ОВЗ в общество.