Фомичева Светлана Владимировна, старший методист, учитель-дефектолог Службы ранней помощи ГБУ СО "Ирбитский ЦППМСП", Ирбит
Основная цель Ирбитского ЦППМСП (далее Центра): оказывать помощь детям, имеющим трудности в развитии и обучении, используя потенциал (воз-можности и ресурсы) самих детей, их семей и педагогических работников. Иными словами миссия Центра - двигаться вместе в одном направлении!
Поэтому специалисты Центра считают необходимым условием эффектив-ной помощи детям - развитие социального партнерства с родителями и педагогами как равноправного взаимовыгодного сотрудничества, объединяющего усилия и возможности каждого из партнеров, ориентирующего участников на поиск и достижение согласия, оптимизацию отношений, признание взаимной ответственности сторон за результат сотрудничества при решении общих задач.
Общими задачами являются:
- организация и предоставление эффективной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в обучении, развитии и социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ и инвалидностью;
- обеспечение прав детей на получение адекватного образования;
- максимальная адаптация и интеграция детей с ОВЗ и инвалидностью, детей, имеющих нарушения в развитии, обучении и социальной адаптации, в современном обществе.
Приоритетными направлениями социального партнерства с родителями и специалистами образовательных организаций являются:
- Диагностическое: мониторинг развития детей; комплексное обследование детей ПМПК (Ирбитская ТПМПК является структурным подразделением Центра), изучение родительских запросов, особенностей и ресурсов семьи, мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК. Данное направление деятельности осуществляется специалистами Центра и ПМПК, включает как непосредственную деятельность специалистов по мониторингу и обследованию, так и оказание методической помощи по данному вопросу специалистам психолого-педагогического сопровождения в детских садах и школах, в том числе специалистам психолого-педагогических консилиумов.
- Исследовательское: поиск, апробация, подбор, анализ форм работы с детьми и их семьями в соответствии с запросами семьи, детского сада и школы, индивидуальными особенностями ребенка.
- Проектировочное: разработка индивидуальных программ сопровождения детей, оказания помощи детям и их семьям, методических рекомендаций педагогам и родителям.
- Просветительское: психолого-педагогическое просвещение педагогов и родителей (мероприятия, консультации, информационные издания).
Образовательное: информационно-методическая деятельность по совершенствованию профессиональной компетенции работников системы образования Свердловской области по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям, созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ; повышение компетенций родителей по вопросам воспитания и развития детей.
Специалисты Центра на протяжении пяти лет ведут информационно-методическую работу по созданию и функционированию психолого-педагогических консилиумов в детских садах и школах, рассматривая консилиумы как одну из первых ступеней оказания помощи детям, имеющих трудности в обучении и развитии.
Переосмыслены содержание и формы взаимодействия с родителями, кото-рое не должно строиться на традиционных директивных методах. Родитель рассматривается как союзник. Но союзником может быть ресурсный родитель, который принимает ситуацию, берет на себя ответственность и готов совместно с педагогами помогать своему ребенку, используя собственные ресурсы и ресурсы окружения, поэтому специалисты Центра помогают родителям выявить и увидеть эти ресурсы.
Деятельность Центра выстраиваются в соответствии с запросами. Основными запросами социального партнерства являются:
- оказание индивидуальной практической психолого-педагогической помощи ребенку (проводятся консультации, занятия, практические сессии с деть-ми и их родителями);
- приобретение системных "живых", "некнижных" психолого-педагогических знаний (содержание мероприятий для педагогов и родителей, информационно-методических изданий Центра выстраивается с учетом данного запроса);
- создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ведется консультативная, информа-ционно-методическая деятельность);
- профессиональное сопровождение педагогов (осуществляется через мероприятия, консультации, супервизии, разработку и выпуск информационно-методической продукции).
Освоены и внедрены новые подходы и современные технологии оказания ППМС - помощи детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательных организаций - поведенческие технологии; технология оказания ранней помощи; сенсорная интеграция; комплексное обследование, информационно-методическое сопровождение, просветительская деятельность с помощью мультимедийных технологий (в том числе с помощью вебинарной платформы WEBINAR). Для родителей разработаны обучающие онлайн - курсы на платформе WEBINAR (модуль We Stade): "Как играть с ребенком с РАС", "Развитие речи детей дошкольного возраста", "Что делать, если ваш ребёнок не говорит".
Подводя итоги, можно сказать: организация социального партнерства необходима, в первую очередь, для благополучного, гармоничного развития ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Партнерство предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение компетентности педагогов и педагогической грамотности родителей.
Warning: No images in specified directory. Please check the directory!
Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images//stories/2022/02/fomicheva