Мякина Наталья Владимировна, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
В работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо использовать не только традиционные методы коррекции, но и вводить в систему различные инновационные продукты комплексного сопровождения развития ребенка, например технологии нейропсихологической направленности.
Почему именно нейропсихология?
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы обучающегося через движение.
Нейрокоррекция – это комплекс упражнений, направленный на восстановление и организацию работы, как отдельных областей, так и головного мозга в целом.
Нейрокоррекционные комплексы включают в себя:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- двигательные упражнения на растяжку;
- массаж и самомассаж;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения для развитие межполушарной ассиметрии;
- упражнения для мелкой моторики;
- релаксацию и расслабление.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. Для реализации программы необходимо использовать ежедневно ряд психотехник, которые могут с большой пользой применяться на уроках и в повседневной жизни вообще.
Одним из направлений нейропсихологической коррекции является развитие межполушарных связей.
Для него я бы предложила следующие упражнения:
- письмо и рисование одновременно двумя руками;
- письмо и рисование не ведущей рукой (если ребенок правша, то левой и наоборот);
- наложенные изображения;
- дорисуй до целого;
- раскрась картинку одновременно двумя руками;
- обведи по точкам одновременно двумя руками;
- проведи линии указательными пальчиками двух рук одновременно;
- "классики" для пальчиков;
- упражнение Кулак-Ребро-Ладонь;
- упражнения на переключение и развитие межполушарной асимметрии;
- глазодвигательные упражнения.
Результативность занятий зависит от системности их проведения. С каждым днем задания могут усложняться, увеличиваться в объеме; может повышаться и их темп.
Перед выполнением комплекса необходимо промаркировать левую руку обучающихся, путающих понятия «лево-право», например, цветной резинкой или же любым иным безобидным для ребенка способом.
Обучающиеся получают большое удовольствие осваивая и выполняя такие нейрокоррекционные упражнения, которые способствуют эффективности обучения и стимулируют мозговую деятельность. Упражнения развивают моторику, координацию глаз–рука, функции переработки кинестетической, слуховой, зрительной информации, произвольной деятельности.
Подводя итог, отмечу, что регулярное использование нейрокоррекционных игр и упражнений в работе оказывает положительное влияние на состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей с УО (интеллектуальными нарушениями).