Смирнова Анна Евгеньевна, учитель обучения на дому, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Наше непростое время диктует перемены в жизни общества. На сегодняшний в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных приёмов обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Оно имеет свои особенности и сопряжено с определенными трудностями. Мы не можем взять на вооружение одну из предлагаемых сегодня современных технологий целиком. Учет специфики восприятия материала и умственных возможностей обучающихся требует адаптации предложенных технологий, использования их дозировано, с учетом индивидуальных возможностей наших учеников. Речь идет об организации обучения на уроках таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью обучающегося, и тем самым создать условия для более успешного овладения им программным материалом. Какие же приемы в обучении нужно использовать, добиваясь положительной динамики? Как показывает практика, необходимой частью образовательного процесса остаются игровые технологии.
Хочу остановится на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой ступеньке обучения, но и на любом этапе урока. Он так же соотносится с любой темой урока. Разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, приём так и называется "Кубик Блума". С виду простая игра помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Вся уникальность заключается в том, что с помощью него можно сгруппировать все образовательные цели в 3 категории: закрепить и проанализировать определённое количество знаний; побудить эмоционально откликаться на полученные знания; применить полученные знания на практике.
В материальном воплощении Кубик Блума представляет собой обыкновенный куб, он может быть любого размера, выполнен из любого материала. На каждой из шести граней куба написано: "назови", "почему", "объясни", "предложи", "придумай", "поделись". Кубик Блума представлен автором как прием технологии критического мышления. Его применение рассчитано на детей с нормативной сформированностью познавательной деятельности и социально-эмоционального развития. Я, как учитель, работающий в условиях домашней формы обучения, решила попробовать применить эту технологию с обучающими с интеллектуальной недостаточностью, адаптировав её, с учетом специфики восприятия материала и умственных возможностей моих учеников.
На начальном этапе использования кубика для нашей категории обучающихся, я несколько перефразировала грани кубика более простыми словами. Например, опиши (предмет: форма, цвет, размер,), сравни (предметы, между собой, чем похожи, чем отличаются), подумай (на что похож предмет), расскажи (из чего сделан предмет и насколько он хорошо сделан), объясни (достоинства и недостатки предмета), предложи (как и где можно использовать предмет). С обучающимися, которые более успешно справляются с заданиями, я стала использовать тематические кубики Блума с конкретным вопросом на каждой грани, как с целью актуализации знаний, так и для определения "области незнания" по пройденным темам "Насекомые", "Осень", "Домашние животные", "Дикие животные", "Транспорт".
Наряду с "тематическими" кубиками, которыми обучающиеся играли для закрепления темы, стала использовать "литературные" кубики, с целью анализа прослушанного, прочитанного или заученного произведения. Предлагаю один из вариантов использования кубика Блума на уроке по предмету "Речь и Альтернативная коммуникация". При заучивании стихотворения "Белка-Шалунишка" подготовленные по содержанию произведения вопросы к каждой грани кубика помогли обучающимся подробно проанализировать стихотворение, познакомиться с особенностями поведения белки, её образом жизни, а также активизировать и обогатить свой словарный запас.
Назови - "Как называется домик белки?"; объясни - "Почему автор называет белку шалунишкой?", почему - "Почему белке нужно спрыгнуть на землю с дерева, чтобы найти гриб?"; придумай - "Какие грибы и ягоды может белочка заготовить на зиму?"; предложи - "Что еще может собрать белочка для своих запасов?" ; поделись – "Собирал ли ты когда - нибудь в лесу грибы и ягоды?".
Приведу пример применения Кубика Блума в процессе заучивания стихотворения Ю. Тувима "Овощи". Назови - "Что принесла хозяйка с базара? Назови все это одним словом"; объясни – "Как ты понимаешь выражение "крутой кипяток", "в душном горшке"?", почему - "Почему автор назвал суп овощным?"; придумай - "Что ещё можно сварить из этих овощей?"; предложи – "Какие овощи ты бы купил сам на базаре?"; поделись - "Какие овощи можно есть сырыми, какие - только вареными?".
Хочу обратить внимание педагогов на технические моменты в использовании Кубика Блума. Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, что куб кинули слабо или, наоборот, сильно и предложить повернуть куб другой гранью. Также необходимо предусмотреть и подготовить запасные варианты вопросов или заданий на каждую грань куба.
В практике использования "Кубика Блума" я определилась, что использование этой педагогической техники в процессе обучения имеет массу преимуществ: ее можно эффективно применять как часть урока, а можно посвятить весь урок "в игру с кубиком". Опора на принцип личностно-ориентированного подхода при выборе задания и постановке вопроса дает возможность учитывать и считаться с индивидуальными особенностями каждого обучающегося: одному дать задание легче, другому - труднее, одному стоит помочь наводящим вопросом, а от другого потребовать вполне самостоятельного ответа.