Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
Модели профессионального самоопределения направлены на реализацию новых форм воспитательно-образовательной, творческой, исследовательской, проектной и развлекательной деятельности. Они построены на взаимосвязанных областях - обучение, развитие, досуг, развлечение. Профессиональное развитие проходит при реализация модели "от простого к сложному". Формирование системы непрерывной подготовки и развития молодёжных инициатив, в сфере дополнительного образования обучающихся, включает достижения современной науки и инновационные направления технического творчества.
Пронизывая уровни начального, среднего образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и задачи индивидуального развития, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Важная роль дополнительного образования детей – его воспитание, поскольку именно в свободном выборе видов деятельности можно рассчитывать на эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребёнка происходит развитие нравственных качеств личности, поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определённые навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помочь ребёнку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, эмоционально и психологически поддержать его, определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.
С этим положением тесно связана ещё одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – психотерапевтическая, поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи неуспевающими по основным школьным дисциплинам, в системе дополнительного образования, они могут оказаться в числе лидеров. Это показывает, что путём дополнительного образования, удаётся снять стереотип однозначного восприятия «трудного» школьника.
Дополнительное образование направлено на перспективу социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. С учетом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования.
Первая ступень (начальная школа): расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т.е. своеобразная «проба сил».
Вторая ступень (средняя школа): формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности, достижение повышенного уровня знаний и умений, навыков в избранной области, создание условий для самоопределения личности, её профориентации.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Задачи дополнительного образования в профориентации:
- выявить сущность и компоненты профессиональной ориентации;
- выявить цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации детей;
- рассмотреть проблемы профессиональной ориентации школьников;
- выявить этапы развития профессионального самосознания;
Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Роль дополнительного образования – помочь подросткам сделать правильный выбор, поэтому я использую следующие методы:
- профессиональное просвещение (профинформация) – знакомство с профессиями;
- профессиональная диагностика (интересы, мотивы, здоровье, ценностные ориентации);
- профессиональная консультация (оказание помощи в самоопределении);
- профессиональный отбор (свобода выбора, в мире профессий);
- профессиональная адаптация (успешность адаптации является показателем правильного выбора);
Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации обновлённого образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача школы, её успешное осуществление связано с постоянными поисками наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.