Ичетовкина Надежда Демьяновна, МАДОУ Детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск
Задержка психического развития (ЗПР) – отклонение у детей в психофизическом развитии - выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Особенностями познавательного развития детей с ЗПР являются неравномерность развития психических процессов, сложность формирования мыслительных операций, их неустойчивость, ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире, бедный словарный запас. Характерной чертой дошкольников с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы разной степени выраженности: повышенная истощаемость, несформированность произвольного внимания, отклонения в регуляции произвольных форм деятельности, обеспечивающей нормальное протекание познавательных психических процессов (мышления, памяти, восприятия), низкий уровень работоспособности, слабость воли, саморегуляции и самоконтроля.
Способность ребенка к произвольной регуляции собственной деятельности - одно из важнейших условий его психического и социального развития. У детей с задержкой психического развития формирование произвольного поведения особенно актуально.
Произвольность представляет собой многокомпонентную систему. Она включает целеполагание, составление плана действий, умение исправлять ошибки, корректировать деятельность и т.д. Развитие указанных компонентов необходимо для обеспечения полноценного функционирования других психических процессов ребёнка таких, как внимание, память, восприятие, мышление, а также для организации поведения дошкольника в целом. Компоненты произвольности являются основой целенаправленности любого вида деятельности, в том числе и учебной.
Все виды детской деятельности оказывают влияние на развитие произвольного поведения, однако ведущая роль, согласно исследованиям как отечественных, так и зарубежных ученых, принадлежит игре. По мнению Л.С. Выготского, игра является "школой произвольного поведения".
Любая игра имеет правила, которые организуют и упорядочивают действия детей. В соответствии с правилами действия детей во время игр характеризуются произвольностью. Однако проявление произвольности происходит не по принуждению взрослого, а добровольно, поскольку потребность в соблюдении правил во время игр очевидна - без этого не состоится сама игра. В ходе игровой деятельности дети понимают, что несоблюдение правил не приносит им успеха, и постепенно привыкают контролировать свое поведение, научаются управлять собственным поведением. В процессе игровой деятельности происходит активное развитие волевых качеств: умение сдерживать свои желания, справляться с трудностями, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
В целях реализации задач подготовки детей 6-7 лет с ЗПР к обучению в школе, коррекции эмоционально-волевых и когнитивных нарушений в детском саду создана и реализуется авторская программа "Ступенька к школе". Программа состоит из 36 занятий, которые проводятся педагогом-психологом 2 раза в неделю. Продолжительность занятий с подгруппой детей из 5-6 человек составляет 30 минут. Подгруппы организуются с учетом уровня актуального развития детей и результатов комплексного обследования. Все занятия имеют общую структуру, связанную единым сюжетом, наполняемую разным содержанием. Основная часть поставленных задач решается с использованием игр и развивающих упражнений. Вот некоторые из них.
Игры на развитие словесно-логического мышления. В процессе этих игр не только закрепляется активный словарь по теме, но и развивается произвольное внимание и память. Дети внимательно слушают друг друга, запоминают и в случае, если задуманное слово прозвучало, подбирают другое название.
Игра с мячом "Быстро назови". Ведущий называет три обобщающих понятия, например, "овощи-фрукты-ягоды". Задача детей - подобрать к каждому понятию слово, при этом повторяться нельзя.
Игра "Подбери словечко". Взрослый называет какой-либо признак, например, цвет, и бросает мяч одному из детей. Он должен назвать предмет, имеющий этот признак, и перебросить мяч другому ребенку. В этой игре повторять уже названые предметы нельзя. В качестве признака могут быть использованы форма (круглый - мяч, солнце, яблоко и т.д.; квадратный – окно, книга и т.д.) и качество (деревянный, пластмассовый и т.д.).
Игры малой подвижности (используются во время физ.пауз). Игра "Стоп" (Приложение 1). Ход игры: дети в свободном порядке двигаются по группе под музыку. На сигнал "Стоп" педагог останавливает ее и показывает карточку, в соответствии с которой дети изображают заданную фигуру. Правило: во время выполнения задания необходимо "замереть", шевелиться нельзя. Варианты: с каждым разом время изображения фигур увеличивается, например, педагог считает до 5 (8-10-12).
Хочется отметить, что если в начале проведения игр многим детям совсем не удавалось замирать, держать позу, то после 5-7 они начинают легко контролировать свое тело.
В ходе реализации авторской программы "Ступенька к школе" помимо решения задач интеллектуального развития у детей с ЗПР в полной мере реализуются задачи развития произвольности поведения, волевой регуляции. Дошкольник становится способным преодолевать трудности, ориентироваться на образец, контролировать выполнение собственных действий, оценивать результаты. Развивается произвольность в решении познавательных задач, интерес к учению. Формируется самосознание и самооценка, уверенность в себе.
Литература
- Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр "Академия", 2002.
- Подготовка детей к школе с задержкой психического развития С.Г. Шевченко. –М.: Школьная Пресса, 2003
- Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития/ И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. Научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2006.
- Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе/О.А.Журбина, Н.В.Краснощекова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007