Григорьева Инна Анатольевна, педагог-психолог, МАДОУ "Росинка", д/с №11 "Малахитовая шкатулка", Новоуральск
Нейрогимнастика – это достаточно популярное название нейропсихологической коррекции. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы (ЗПР, РАС, СДВГ и другие). А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего нормального функционирования головного мозга и благополучного когнитивного развития.
Нейрогимнастика – это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение различных упражнений, способствующих синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.
Особое значение межполушарное развитие имеет для детей в возрасте от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное восприятие, смысловое различение звуков и многое другое. Поэтому использование кинезиологических упражнений, которые способствуют межполушарной специализации и межполушарному взаимодействию, приносит пользу каждому ребенку независимо от имеющихся проблем в развитии.
Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный эффект. Упражнения можно использовать как на коррекционно-развивающих занятиях, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Выполнять упражнения можно в любое время, выделяя на это всего лишь несколько минут.
Рассмотрим существующие упражнения: массаж (самомассаж) – воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж кистей, пальцев рук и ушных раковин. Даже простой растирающий массаж ушей улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучает слуховое внимание и восприятие ребенка.
Растяжки и упражнения двигательного репертуара. Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит "чувствование" ребенком своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции поведения детей с СДВГ.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают общую энергизацию организма.
Упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухо-моторную координацию Развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.
Рассмотрим упражнения, которые направлены на одновременную работу двух рук и глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Начинать выполнять эти упражнения надо медленно, концентрируя внимание на точности, затем можно ускорить темп.
Нейродорожки: ребенок проводит пальчиком по дорожке одной рукой, другой затем двумя руками одновременно, следуя заданному направлению. Подобные упражнения можно проводить, используя как готовые бланки, так и подручные материалы, например детали конструктора.
Раскраски и нейропрописи. Они построены на использовании с детьми метода "психографика": обведи по точкам, заштрихуй, дорисуй объект, зеркальное рисование.
Кинезиологические упражнения: "Голова-живот", "Зайка-коза" и подобные, когда одновременно заняты обе руки, показывая разные фигуры. Для детей младшего возраста показ упражнений сопровождается художественным словом.
Следующий комплекс упражнений направлен на одновременную работу рук и ног. "Локоть-колено", "Зеркало в паре". Предложите ребенку стать своим отражением. Его задача – повторять ваши движения как в зеркале. Для большей заинтересованности ребенка, можно поменяться ролями.
Следующий комплекс, который позволяет расширить поле зрения и улучшить восприятие, – это глазодвигательные упражнения. Чаще для их проведения используют нейротренажеры. Самый известный — это "Восьмерка". Так же интересное упражнение "Куда полетит воздушный змей", оно способствует формированию вектора сканирования пространства.
Вышеперечисленные нейроупражнения - это простые и интересные активности, которые можно проводить с детьми ежедневно. Главное регулярность занятий, чтобы дети могли получить максимальную пользу от этих упражнений.
Таким образом, использование нейроигр и приемов способствует не только преодолению и коррекции имеющихся у детей речевых, поведенческих и двигательных расстройств, и развитию интеллектуальных и творческих способностей, благотворно влияет на формирование базы для дальнейшего успешного развития и обучения детей в дальнейшем.