Илле Надежда Геннадьевна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
Илле Надежда Геннадьевна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
В повседневную жизнь современных детей быстро входят все новые технические открытия и изобретения, идет прогресс. Сотовая связь, интернет меняют ценности и приотритеты нового поколения. Все труднее теперь воспитывать и прививать, формировать из наших обучающихся настоящих граждан и патритов своей страны.
Нравственность и патриотизм сегодня актуальнейшая тема для нашего общества. Каким образом пробудить и воспитать в ребенке с нарушением интеллекта чувство любви к Родине, нравственные качества? Особенности развития детей с нарушением интеллекта затрудняют процесс их воспитания. Нельзя заставить обучающихся любить окружающую природу, людей, Родину. Нравственное воспитание неразрывно связано с патриотическим, ведь нельзя говорить о патриотическом воспитании, если не заложено нравственное.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) испытывают большое доверие к учителю, поэтому его слова, поступки, ценности и оценки имеют огромное нравственное значение для обучающихся. Учитель и словами, и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.
В учебно-воспитательной работе со школьниками используются следующие формы работы. Их вы можете увидеть на слайде. Важно в работе использовать примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и СМИ.
В воспитании патриотизма и нравственности самый надежный помощник – литература: произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина и А. И. Крылова. Произведения, которые обучающиеся изучают в 5-9 классах, формируют у обучающихся чувства справедливости и любви к родному краю, долга, ответственности, интерес к историческим событиям.
На уроках чтения мной используются следующие виды работы: выборочное чтение, чтение "по цепочке", чтение по ролям, работа по иллюстрации, ответы на вопросы, сравнение персонажей, пересказ текста.
Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного творчества, о былинных героях как о выражении национального представления о героях.
Басня И.А. Крылова "Волк на псарне" передает всенародный патриотический подъем. Из этих произведений дети узнают о личности и характере полководца, о подвигах русских солдат.
Поэму "Сын артиллериста" К. М. Симонова обучающиеся читают в 7 классе, знакомясь с событиями Великой Отечественной войны. Именно на таких героических подвигах русских парней воспитывается патриотизм у нового поколения. В 9 классе обучающиеся знакомятся с героем рассказа М. А. Шолохова "Судьба человека", где судьба Родины и судьба человека слиты воедино. На примере Андрея Соколова мы показываем обучающимся подвиг героев ВОВ, их несокрушимые силу и мужество. При изучении произведений об исторических и важных датах используются методические средства: репродукции картин, фотографии, книги, видеофрагменты, презентации. Чтение и анализ рассказа может завершиться просмотром фильма, который еще раз дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. Работа по нравственно-патриотическому воспитанию на уроках чтения ведется через знакомство с биографией писателей и поэтов, чье творчество является неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой культуры и предметом славы и гордости русского народа.
Предмет "Русский язык" по адаптированным основным общеобразовательным программам содержит 2 типа учебного материала. Материал учебника содержит теоретические сведения, например, "Общие сведения о языке", и дидактические материалы, используемые в целях воспитания: упражнения учебника, диктанты, тексты для комплексного анализа, индивидуальные карточки.
Весь этот материал можно применять для решения проблемы патриотического воспитания. В учебниках русского языка с 5 по 9 класса содержатся тексты, которые знакомят с историей России, ее культурой; рисуют разные уголки нашей страны, показывают их красоту; тексты о труде, пользе знаний, о выборе профессий. В заданиях к упражнениям содержатся вопросы по содержанию текста.
В 8 классе в теме "Обращение" обучающиеся в стихотворении "Россия" А. Прокопьева определяют главную мысль, работают над интонацией, расставляя знаки препинания. В этом же классе в теме "Имя прилагательное" знакомятся со словарным словом "территория", дополняют текст сведениями о России, закрепляют знания о территориальной принадлежности страны.
Большое воспитательное значение в нравственном воспитании имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку, например тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах" изучается в 8 классе. Сначала работаем над текстом пословиц, а затем над их содержанием.
Примеры пословиц: "Грамоте учиться – всегда пригодится", "Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится", "Всякий человек в деле познается", "Где кто родится, там и пригодится", "Волка бояться – в лес не ходить".
Для привития навыка культуры общения у обучающихся с умственной отсталостью разработаны специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка. Примеры таких упражнений: "Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди?"; "Составьте предложение с разными обращениями" (9 класс); "Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова"; "Укажите ошибки в употреблении местоимений" (8 класс).
В процессе воспитания нравственности и патриотизма у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения, учитывая специфику предмета, используются следующие методические приемы: объяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника; фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой обучающиеся будут составлять предложения, короткие тексты; составление и написание предложений на темы нравственности и патриотизма; работа с текстами упражнений, взятых из художественных произведений русских классиков, являющихся эталоном литературного языка.
Работа над патриотическим воспитанием на уроках русского языка и чтения в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна проводится в системе. Самое главное для нас, чтобы выпускник образовательного учреждения стал личностью, которая способна к восприятию нравственных и духовных ценностей, способна любить свою Родину.