Васильева Ольга Игоревна, учитель, олигофренопедагог, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский
Сегодня всё более глубоко исследуется вопрос о применении цифровых образовательных ресурсов в коррекционной школе. Так как это не только современные технические средства, но и совершенно иные формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей с ОВЗ, их уровня обученности, склонностей.
К числу специализированныx цифровых образовательных ресурсов, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения, необходимо отнести интерактивные доски.
Интерактивная доска помогает реализовывать на практике такие традиционные методы обучения как наглядный и практический. С точки зрения психологических особенностей умственно отсталых обучающихся, было доказано, что при опоре на наглядность в памяти детей остается 37 % информации, а при практическом – до 70 % информации.
Среди преимуществ использования мультимедиа в сфере специального (коррекционного) образования можно отнести:
- визуализацию абстрактной информации, за счет динамического представления исторических процессов;
- визуализацию объектов и событий.
Комплект "Интерактивная доска" - это современный цифровой образовательный ресурс, который, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений.
Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора "мышь".
Само понятие "интерактивность" образовательных средств понимается как "возможность активного взаимодействия пользователей (учителей и обучающихся) с этими средствами".
Применение интерактивной доски на уроках истории России педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и обучающимися.
Во-первых, использование ИКТ позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Во-вторых, используется доска на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений. С помощью данной технологии можно организовать индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива, укреплению межличностных отношений между обучающимися.
В-третьих, доска помогает организовать разные виды работы: интеллектуальные и творческие; способствует развитию мелкой моторики рук.
Интерактивная доска может быть использована в активном и пассивном режиме. Пассивно интерактивную доску можно использовать как экран для демонстрации компьютерных презентаций, видео- и аудио- материалов, Интернет-ресурсов.
Активно использовать интерактивную доску позволяют функции:
- "Электронное перо" - заполнение пропусков в тексте, рисование объектов;
- "Маркер" - штриховка, раскрашивание объектов;
- "Перетаскивание" - соотнесение одних исторических объектов с другими;
- "Шторка" - поэтапное предоставление информации.
Выделяют следующие возможности применения интерактивной доски:
- Использование доски для демонстрации презентаций, в ходе которой делаются различные записи: вставить пропущенное слово, соотнести дату с веком, установить последовательность событий. Доска дает возможность работать с такими заданиями фронтально.
- При работе с картой учитель получает возможность графически выделять место, где происходило событие, акцентируя внимание учеников, графически выделять границы государств, направление движения военных походов или войск.
- Особое значение при изучении исторического материала имеет возможность выделения в тексте при работе с интерактивной доской. На уроках истории необходимо организовать работу с письменными историческими источниками. Выполнение такой работы индивидуально, как правило, и вызывает затруднения у обучающихся, воспринимается ими как скучная и рутинная работа. Интерактивная доска дает возможность работать с историческим источником наглядно для всего класса, импортируя текст в формате Документ Word в интерактивный режим работы. Учитель задает вопрос к документу, а обучающиеся выделяют маркером, нумеруют и подчеркивают на доске, в тексте источника, фрагменты, подтверждающие их ответы.
- При помощи "интерактивной ленты времени" можно организовать, работу с датами; провести быстрое закрепление или проверку.
По типам задания выделяют 10 групп: "Отметьте"; "Заполни пропуск"; "Историческая карта"; "Личности в историческую эпоху"; "Лента времени"; "Соотнесите"; "Контурная карта"; "Расположи в хронологической последовательности"; "Реши кроссворд"; "Схемы и таблицы".
Таким образом, использование интерактивной доски на уроках истории России является перспективным направлением в формировании временных и пространственных представлений у обучающихся с нарушением интеллекта.