Кочурина Дарья Яковлевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович
Технология - это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно-деятельностный компонент
- Контрольно-управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно-ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
- Научно обоснованные социализированные требования
- Передача социального опыта
- Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
- Социализированная оценка ученика
- Организация творческого дела
- Создание ситуации успеха
Педагогические технологии различаются по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по подходу к ребёнку.
Современные воспитательные технологии
- технология развития критического мышления
- ИКТ-технологии;
- АРТ-технология;
- шоу-технологии;
- технология КТД И. П. Иванова;
- ситуативные технологии;
- технология здоровье-сберегающая;
- технология создания ситуации успеха;
- технология проектного обучения;
- КЕЙС- технология;
- личностно-ориентированная технология;
- технология учебной деловой игры;
- технология проведения учебных дискуссий;
- Тьюторство - технология педагогической поддержки;
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Цель этой технологии - развитие интеллектуальных способностей, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Основу технологии составляет трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.
Задача первой фазы (вызов) - не только активизировать заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.
На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией.
На заключительной фазе занятия, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.