Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинска школа-интернат", Карпинск
Одним из вызовов современности является требование к человеку с достаточно развитой функциональной грамотностью. "Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений", это определение лингвиста, психолога, кандидата педагогических наук Александра Леонтьева наиболее актуально для обучающихся с ОВЗ (начальная школа).
Функциональная грамотность состоит из составляющих:
- читательская;
- математическая;
- естественно-научная;
- финансовая;
- глобальные компетенции;
- rреативное мышление.
Курс внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" имеет серьезный потенциал для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ. Финансовая грамотность как одна из составляющих компонентов функциональной грамотности - это способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Область содержания заданий:
- деньги и денежные операции;
- планирование и управление финансами.
Комплекс заданий:
- домашний и семейный (дом, семья).
Планируемые результаты овладения финансовой грамотности:
- уметь различать и считать наличные деньги (купюры, монеты);
- уметь правильно сосчитать сдачу;
- уметь различать формы денег (наличные, пластиковые карты);
- осознавать разницу между базовыми потребностями и импульсивными желаниями;
- осознавать необходимость ограничивать свои желания;
- понимать отличия обязательных и необязательных расходов;
- осознавать необходимость учета и планирования своих доходов и расходов;
- уметь откладывать средства на необходимые цели.
Технологии, используемые на занятиях:
- учебное сотрудничество (задания на работу в парах или в малых группах);
- ситуационные задачи ( по Л.Илюшину);
- учебно-познавательные задачи;
- имитационные, ролевые или деловые игры;
- элементы технологии развития критического мышления (работа с текстом с недостающими данными, кластеры, соотнесение с исходными данными, прогнозирование последствий и изменений);
- тестирование (на установление соответствия, с выбором одного ответа, с множественным выбором).
Особое место занимает кейс-технология (основывается на реальном фактическом материале, приближена к реальной жизненной ситуации, дети должны разобраться в сути проблемы и предложить пути ее решения), в конце получится должен продукт: советы, рекомендации, плакат, заполненная таблица или другое.
Особенности практико-ориентированных заданий для детей с ОВЗ.
- Задача, поставленная перед обучающимися, решается с помощью предметных знаний.
- В каждом из заданий описывается ситуация, близкая и понятная обучающимся.
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни ребенка.
- Вопросы задания изложены простым, ясным языком и немногословны.
- Все вопросы однозначны для интерпретации, чтобы исключить двусмысленность выполняемого задания.
- Использовать тексты, иллюстрации, рисунки, фрагменты карт, таблицы, схемы, диаграммы.
- Задания комплексные и структурированные, могут состоять из нескольких вопросов.
Для диагностики функциональной грамотности можно использовать комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие различные форматы представления информации, охватывающие все оценивающие компетентности) (Приложение 1).
При решении практико – ориентированных и комплексных заданий используется витагенный подход, основанный на актуализации жизненного опыта обучающихся. Уместное применение способствует развитию умения находить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическим, цифровом). Научить обучающихся с ОВЗ адекватному выбору поведения при решении типичных проблем в повседневных жизненных ситуациях, связанных с финансовыми потоками, разумной ориентации в информации, связанной с финансами, принимать на себя ответственность за личные деньги – главная задача педагога.