Нуриева Гульсара Алихан Кызы, воспитатель, МАДОУ № 23, Североуральск
Ранний детский аутизм - это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром.
Я никогда не сталкивалась с «классическими аутистами", но в моей практике были дети с аутистическим поведением. Ребенок замкнут в себе, не проявляет интереса к чему-либо, кроме стереотипной игры. Стесняется зрительного контакта, не может сосредоточиться на чем-то одном, а то и вовсе уходит в какой-нибудь процесс, который невозможно остановить. Поскольку в педагогическом арсенале практически нет специальных методик, позволяющих выявить аутизм у детей, лучшими помощниками являются личный опыт и терпение.
В течение продолжительного времени я применяла определенные психологические стратегии, которые были эффективны и полезны:
- Подход с доброжелательностью: агрессия взрослых, может быть препятствием для установления положительной связи.
- Целеустремленность: только ежедневное обучение поможет ребенку развивать новые навыки и умения.
- Проявление терпимости по отношению к ребенку: длительная работа и большие усилия взрослых, положительно отразятся на развитии ребенка.
- Проявление внимательности и оптимизма: важно замечать каждый шаг ребенка в правильном направлении.
- Стремление оказать поддержку ребенку в трудных ситуациях.
- Готовность поощрять каждую попытку ребенка выполнить задание, даже если она неточна или не очень успешна.
- Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
- Нельзя позволять ребенку управлять собой. Значительную часть времени, проводимого в образовательном учреждении, ребенок проводит вместе с воспитателем. Именно поэтому важная роль воспитателя состоит в формировании навыков общения со взрослыми и сверстниками у детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Для того чтобы взаимодействие с другими детьми было доступно для ребенка с РАС, необходимо привлекать его к общим играм, а также предотвращать появление агрессивного или неадекватного поведения как со стороны самого ребенка, так и со стороны других детей. При этом важно не только пресекать неприемлемые проявления, но и с доброжелательностью и нежностью обучать ребенка более социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками (например, проявлять терпение и не забирать игрушку у другого ребенка, вместо этого просить: "Можно поиграть?").
Предлагаемая детям речевая формула должна соответствовать их уровню речевых возможностей. Помогая ребенку понять происходящее в группе, важно комментировать для него все события и заранее объявлять предстоящие действия (например, "Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь туда"; "Давай одеваться для прогулки, а когда вернемся, мы будем обедать"). Если маленький ребенок начинает крутиться вокруг своей оси, попробуйте принять его игру и крутиться вместе с ним. Сначала оставайтесь молча, но постепенно начните проговаривать что-нибудь ритмичное, например: "Я юла, юла, юла; я кручусь, кручусь, кручусь". Затем возьмите юлу и раскрутите ее, продолжая повторять этот стишок. Попытайтесь отстучать простой ритм. Если ребенок присоединится к вам, продолжайте вместе, а если нет, попробуйте негромко повторить ритм, сопровождая его коротким детским стишком или песенкой. Внимательно наблюдайте за его реакцией.
Все, что не вызывает у него негативных эмоций, можно использовать в дальнейших занятиях, а также в случаях, когда ребенок не может справиться с негативным состоянием и вам по каким-то причинам нельзя выйти из ситуации. Игра становится все более насыщенной эмоциями, и вы можете постоянно обращаться к ребенку с "призывом" разделить радость: "Вот этот паровоз! Посмотри, как он съехал с горки. И на борту мишка. Куда же он направляется? Может быть, он идет в гости к Зайцу...". Имейте в виду, что невозможно заинтересовать ребенка игрой, если вы сами не почувствуете удовольствие от этого. Обратите внимание: наша задача не в том, чтобы убрать стереотипную игру, а наоборот, она поможет установить контакт с ребенком.
Со временем можно расширить этот стереотип, внося в него дополнения и смысл. Когда у ребенка появятся другие виды деятельности, стереотипная игра станет более гибкой. Дети с РАС видят смысл в конкретной деятельности только тогда, когда она ясно запрограммирована заранее: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий выполнить и как завершить.
Дети с нарушениями в коммуникации с удовольствием собирают мозаики и разгадывают головоломки, находя в этом радость и понимание процесса; проявляют интерес к коллекционированию, поэтому их можно и стоит вовлекать в работу по классификации предметов. Они могут стать хорошими помощниками для воспитателя в случаях, когда необходимо, например, расставить карандаши по цвету, кубики по размеру или вырезанные шаблоны по форме.
Зная общие закономерности развития детей с расстройствами аутистического спектра и имея в копилке «набор" приемов для работы с ними, всегда можно подобрать ключик к ним, даже в самых сложных и непредсказуемых случаях.
Литература
- Победить аутизм. Метод семьи Кауфман. Сост. Холмогорова Н. Л. – М.: ЦЛП - 2005
- Аутичный ребенок: пути помощи. Никольская О. С., Баевская Е. О., Либлинг М. М. – М.:Теревинов. - 1997