Программа "Видимая Речь II" на логопедических занятиях в коррекционной школе для детей с задержкой психического развития

Воробьева Людмила Ивановна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Задержка психического развития у детей возникает вследствие воздействия различных факторов: неблагоприятных условий микросоциальной среды, длительных соматических заболеваний и особенностей развития организма, адекватного формирования ведущей деятельности. Практика работы с такими детьми показывает, что большинство из них имеют негрубые нарушения в функционировании центральной нервной системы. В речи младших школьников с ЗПР эти нарушения проявляются в виде недоразвития или отклонений в развитии различных сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, связной и письменной речи.

Все эти нарушения могут привести к стойкой школьной неуспеваемости ребенка, но исправить их на уроках, только силами учителя, невозможно. Такие недостатки требуют специальной коррекции.

В коррекционной школе №59 для детей с задержкой психического развития все учащиеся начальных классов получают логопедическую помощь. С каждым ребенком в течение четырех лет проводятся занятия по коррекции устной и письменной речи, проводится диагностика и отслеживание результатов логопедической коррекции.

До 50% детей, поступающих в нашу школу, имеют нарушения звукопроизношения. Большинство этих нарушений обусловлено дизартриями различных форм и степени выраженности, остальные дети имеют диагноз «алалия», «ринолалия», «тугоухость». Работа по исправлению звукопроизношения у младших школьников, как правило, носит монотонный и длительный характер. К семи годам условно-рефлекторные связи, ответственные за произношение, уже сформировались, а установление новых связей происходит гораздо медленнее, чем в раннем или дошкольном возрасте.

И здесь на помощь педагогам и детям приходит компьютер. Мной уже в течение многих лет учащимся оказывается логопедическая помощь с использованием компьютерных программ «Видимая Речь I» и «Видимая Речь II». Немногие школы в России имеют такой большой опыт применения компьютера в работе логопеда, и сейчас, обобщая результаты нашей работы, мы можем сделать некоторые выводы.

Компьютер, конечно, не основной инструмент нашей профессиональной деятельности. Но это серьезный и объективный помощник. Прежде всего, он помогает в диагностике и отслеживании результатов нашей с ребенком совместной деятельности. Огромное преимущество «Видимой Речи» в том, что она позволяет «подстроить» компьютер под индивидуальные особенности речи каждого ученика, создавая одновременно необходимую базу данных.

Она отражает в цифрах и графиках особенности голоса ребенка, темп и плавность речи, особенности звукопроизношения и то, как все эти показатели меняются от занятия к занятию. Обработка данных - большая и очень важная часть работы с «Видимой Речью», ведь компьютер позволяет нам оценить речь ребенка, опираясь на объективные данные. К сожалению, еще не созданы компьютерные программы, ориентированные исключительно на речевую диагностику, учитывающие все аспекты произносительной стороны речи, и компьютер остается пока еще подспорьем, а не основным средством на важнейшем этапе обследования и постановки речевого диагноза.

Другая область применения «Видимой Речи» - это собственно коррекция произношения учеников. Работа с компьютером - только один из этапов логопедического занятия. Какие бы цели ни ставил перед собой логопед, структура занятия остается традиционной, и с «Видимой Речью» ребенок встречается 2 раза в неделю по 5-7 минут. Нельзя не сказать об одном очень важном моменте - мотивации. Например, этап автоматизации изолированного звука, на обычном занятии довольно скучный момент, с компьютером превращается в интересную и желанную игру. Но и здесь педагог должен быть начеку, не позволяя ребенку просто играть (и наиграться). Логопед должен «встраивать» компьютер в систему занятий с ребенком, учитывая насущные цели работы и возможности ученика. На одно занятие берется, как правило, 2-3 модуля и на них отрабатывается тот речевой материал, который ребенок усвоил на занятии. Смена упражнений производится также в соответствии с поставленными на занятии целями. Компьютер следует использовать лишь там, где он действительно необходим, не злоупотребляя им на занятиях, иначе ребенок будет относиться к нему, как к игрушке. Навыки, отработанные с помощью «Видимой Речи», постепенно переводятся на самоконтроль, и к концу обучения опора на компьютер перестает быть необходимой.

«Видимая Речь» позволяет нам исправлять недостатки не только устной, но и письменной речи. Очень распространенное нарушение - неразличение звонких и глухих согласных - встречается при нарушениях физического и фонематического слуха и влияет на качество письма под диктовку. Компьютер позволяет детям увидеть разницу в произношении звонких и глухих звуков, и это помогает им уловить тактильно-вибрационные ощущения от включения и выключения голоса.

Только занятия с «Видимой Речью» позволили нам в полной мере осознать, насколько трудно детям с ЗПР управлять своим голосом. Большинство наших учеников имеют сохранный физический слух, и. тем не менее, голосовые модуляции для них очень сложны. Компьютер помог детям усвоить такие понятия как «высокий голос», «низкий голос», «ударение», «плавное произнесение», «отрывистое произнесение», «повысить голос», « понизить голос». С опорой на зрительный анализатор работа над выразительностью речи стала значительно проще.

Наконец, нельзя не упомянуть довольно большую группу учащихся, в логопедическом диагнозе которых значится «логоневроз». Путей преодоления заикания много, и один из них - использование на занятиях «Видимой Речи».

Пока у ребенка не выработался навык самоконтроля над плавностью и выразительностью речи, ему помогает компьютер.

«Видимая Речь» используется нами при работе над следующими разделами логопедической коррекции:

  • постановка звука;
  • автоматизация согласных звуков изолированно, в слогах, словах и связной речи;
  • дифференциация согласных и гласных звуков;
  • работа над плавностью, выразительностью, скоростью речи;
  • устранение отдельных недостатков письменной речи (дифференциация звонких и глухих согласных, отработка понятий «слог», «слово», «предложение»).

За счет включения программно – методического комплекса "Видимая речь" в практическую работу специалистам удается добиваться тех эффектов в обучении детей, которых невозможно или чрезвычайно сложно добиться при использовании традиционных средств обучения. Среди учащихся с нарушениями произносительной стороны речи различного генеза и степени выраженности выделяется группа детей, успешно овладевающих определенным произносительным навыком только при условии использования средств визуализации речи. Среди них оказываются не только глухие и слабослышащие дети, но и дети с тяжелыми речевыми нарушениями, обладающие нормальным слухом, дети с задержкой психического развития. Вопрос о том, для каких других категорий детей программа "Видимая речь" является незаменимым средством формирования и коррекции нарушений произношения, требует дальнейших специальных исследований.

Приложение

Литература

  1. Королевская Т. К. «Видимая Речь»: новая технология – новые отношения// Дефектология. 1996. № 2.
  2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски// Дефектология. 1998. № 1.
  3. Королевская Т. К. Программа «Видимая Речь»-2 и её применение в обучении детей с нарушением слуха. – М.: ИнфоТех, 1998.
  4. Королевская Т. К., Кукушкина О. И. Программа «Видимая Речь» - 1 и её применение в обучении глухих. – М.: ИнфоТех, 1991.
  5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы.//Дефектология. 1994. № 5.
  6. Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе// Дефектология. 1994. № 6.
  7. Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в специальном образовании. М.: Вестник образования. 2003.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин