Панова Ирина Геннадьевна, педагог-психолог ТО ПМПК, «Новоуральская СКОШ №59»
За последние годы психологическое сопровождение становится основной стратегией деятельности психологов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Психолого-педагогическое сопровождение в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения – это система деятельности, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, а также на психическое и психологическое развитие каждого ребенка с ОВЗ с ориентацией на зону ближайшего развития.
Отдельной категорией учащихся в образовательных учреждениях являются опекаемые дети, переживающие на разных этапах своего развития адаптационные процессы не только к учебно-воспитательной среде, но и к условиям новой семьи. Различные нарушения онтогенеза приводят к снижению адаптационных возможностей детей, а значит, могут неблагоприятно сказываться на становлении личности ребенка и приводить к формированию травмирующих взаимоотношений в приемной семье. Содержание процесса сопровождения детей должно исходить из понимания ограниченности индивидуальных возможностей адаптации детей с разной структурой нарушений и быть направленным на реабилитацию и адаптацию опекаемых учащихся и их приемных родителей.
Этапы психологического сопровождения опекаемых учащихся с ОВЗ:
- Первый этап. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, как правило, опекаемых учащихся немного, но у каждого из них своя жизненная ситуация, поэтому, выстраивая структуру психологического сопровождения, необходимо учитывать данные психологического анамнеза: состояние соматического и психического здоровья, социально-средовые и психологические факторы развития ребенка. Изучая историю жизни ребенка необходимо определить, с какого времени опекаемый воспитывается в данной семье (месяц, год, несколько лет), на какой стадии формирования отношений находится семья, проанализировать степень родства с приемными родителями.
После сбора всей информации проводится диагностическая работа: наблюдение за ребёнком в учебной и внеучебной деятельности; психологическое обследование развития высших психических функций; диагностика личности ребенка (определение самооценки, уровня тревожности, школьной мотивации, др.) и детско-родительских отношений. Большую информативность дает применение проективных методик, например, рисунок «Дом - дерево - человек». Подбор диагностического инструментария индивидуален, он должен соответствовать характеру нарушений в развитии опекаемого ребенка, учитывать особенности семейной ситуации. - Второй этап. Следующим этапом деятельности становится разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения, целью которых является создание условий позволяющих опекаемым детям с ОВЗ успешно функционировать и развиваться в образовательной среде и окружающем социуме. Осуществление сопровождение учащихся с ОВЗ не может проходить изолированно от остальных участников образовательного процесса, поэтому включает в себя работу с детьми, законными представителями и педагогами:
- Оказание коррекционно-развивающей помощи детям, испытывающим трудности в обучении и поведении. Выполнение рекомендации ПМПк ОУ, ТО ПМПК, специалистов лечебно-профилактических учреждений. Проведение работы, направленной на предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе и самооценки, формирование произвольной регуляции и стимулирование познавательной деятельности, развитие коммуникативной и эмоционально-личностной сферы.
- Для продуктивного развития отношений взрослых и детей психолог проводит индивидуальное консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с приемными и опекаемыми семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, на этапе адаптации ребенка в приемной семье, оказывает комплекс консультативных и просветительских мероприятий для педагогов, направленных на профилактику школьной дезадаптации учащегося.
- В зависимости от актуальной ситуации в семье, психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку приемных родителей и ребенка. Акценты необходимо сделать на снижение эмоционального дискомфорта и установление адекватных детско- родительских отношений в семье. Работу целесообразно проводить в двух направлениях:
- Информирование законных представителей об особенностях ребенка, психологии воспитания и семейных отношений. Ведущей целью является выработка позиции единства и сотрудничества школы и семьи.
На первой встрече с законными представителями необходимо выявить уровень понимания ими характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому. Важно идентифицировать преобладающее состояние, уровень готовности семьи к тем или иным видам помощи. Информирование следует проводить, убедившись, что родители поняли позицию психолога. После того, как состоялась адекватная обратная связь возможно обсуждение вопросов, связанных с созданием оптимальных условий развития ребенка. Итогом консультации должно стать развитие сотрудничества.
Опыт показывает, что эффективно построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка помогают тематические родительские собрания, которые психолог проводит с целью повышения психологической компетентности родителей, с учетом сходства проблем и запросов. В процессе последующей дискуссии родители делятся опытом, у них возрастает уверенность в своих возможностях, повышается мотивация к решению обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет приемным родителям осознать, что они не одиноки и подобные трудности испытывают другие семьи. - Обучение эффективным способам общения с ребенком.
В этих целях наиболее востребованными являются детско-родительские игры. Развлекательная форма занятий способствует сближению взрослых и детей, создает положительную эмоциональную установку на совместную работу. В процессе игры родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, учатся поддерживать ребенка при неудачах, анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования.
Основными задачами работы в детско-родительских группах являются:- коррекция поведенческих реакций и формирование у родителей устойчивого адекватного отношения к ребенку с ОВЗ и его проблемам;
- конструктивное переосмысление проблем и активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
- стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми с ОВЗ и их приемными родителями;
- формирование и закрепление новых приемов и способов взаимодействия в семье, расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка.
Основные психотехнические приемы при работе с детьми с ОВЗ и их приемными родителями: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона; игры на невербальные и вербальные коммуникации; сюжетно-ролевые игры; игры-драматизации, направленные на снятие эмоционального напряжения; игры-имитации проблемных ситуаций межличностного общения; совместная творческая деятельность; специальные упражнения на развитие навыков общения.
Специфическими эффектами проведения детско-родительских игр являются повышение сензитивности взрослых к опекаемому ребенку, выработка более адекватного представления о потенциальных возможностях и потребностях детей с ОВЗ, снижению эмоционального дискомфорта у взрослых в связи с отклонениями в развитии ребенка. Продуктивное переживание социально-бытовых ситуаций способствуют оптимизации их педагогического потенциала и реорганизации арсенала средств общения с детьми. Неспецифические эффекты: получение приемными родителями информации о восприятии семейной и школьной ситуации ребенком, динамике его поведения.
- Информирование законных представителей об особенностях ребенка, психологии воспитания и семейных отношений. Ведущей целью является выработка позиции единства и сотрудничества школы и семьи.
- Третий этап. Сопровождение как процесс, динамически целостная деятельность, направленная на поддержание оптимальной адаптированности опекаемого ребенка с ОВЗ и социальной среды. Система отслеживания результатов работы в динамике позволяет своевременно выявить детей группы риска по дизадаптивному состоянию и оказать комплексную помощь. Мониторинг проводится на протяжении всего периода обучения опекаемых детей, что позволяет оценивать эффективность проведенных мероприятий и вносить коррективы в программы.
- Четвертый этап. Важным аспектом в деятельности по сопровождению опекаемых детей с ОВЗ является форма взаимодействия специалистов, оказывающих профессиональную помощь учащимся. Задача психолога – объединить свои с усилиями других специалистов, организовать единую слаженную команду. Обсуждение результатов работы осуществляется в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогичекого консилиума. Коллегиальная оценка динамики развития ребенка позволяет определить эффективность проведенных мероприятий, выявить детей, нуждающихся в дополнительной специализированной помощи, выработать согласованные решения по организации сопровождения опекаемых детей с ОВЗ. Реализация всесторонней комплексной помощи снижает риск возникновения дизадаптивного состояния учащихся с ОВЗ. В отдельных случаях, вопросы, связанные с развитием опекаемых детей, выявленных как группа риска по дизадаптивному состоянию, испытывающих трудности в адаптации, обучении и поведении, решаются в рамках ТО ПМПК: конкретизируются специальные условия сопровождения и технология взаимодействия различных специалистов, реализующих учебную и внеучебную помощь, определяются оптимальная периодичность мониторинга и рекомендации для законных представителей и педагогов. Междисциплинарное и мультидисциплинарное взаимодействие специалистов повышает эффективность сопровождения опекаемых детей с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Психологическое сопровождение способствует успешной реабилитации и адаптации опекаемых детей с ОВЗ в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, позволяет в полной мере реализовать способности учащихся, сформировать успешность деятельности, повышает эффективность образовательных воздействий. Важным звеном в работе по сопровождению детей с ОВЗ, играет создание разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых, направленных на развитие активной жизненной позиции в семье и повышение педагогической компетентности приёмных родителей и опекунов.
Литература
- Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
- Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.