Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Морева Ольга Петровна, учитель-логопед Сухоложской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

Приёмы работы по преодолению искажения  звуко-слоговой структуры слов. (практические рекомендации для родителей)

В основе этой группы специфических ошибок лежат испытываемые ребёнком затруднения в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений. Поэтому ребёнок впервые сталкивается с этой проблемой в начале школьного обучения. В устной речи у нас нет необходимости специально делить предложения на слова, а слова на слоги. И ребёнок воспринимает фразу целиком, не ощущая интервалов между словами.
Для того чтобы правильно записывать предложения, ребёнок должен ещё до начала записи представить количество слов в предложении. То же самое можно сказать и о написании ребёнком слов. Чтобы правильно записать любое слово, ребёнок должен заранее представлять количество букв и слогов в слове, а также их последовательность.

Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом случае часто искажаются до неузнаваемости. Чтобы обучиться анализу и синтезу речевого потока, можно выполнять следующие виды упражнений, которые в большей мере предназначены для занятий родителей с ребёнком, так как они просты и доступны для выполнения.

Упражнения в анализе предложения на слова

Упражнение 1. Определение количества слов в предложении и установление их последовательности

Сколько слов в предложении «Мама купила куклу»? Какое первое слово? Второе? Третье?

Упражнение 2. Придумывание ребёнком предложений, состоящих из определённого количества слов

Придумать предложение, состоящее из трёх, четырёх, пяти слов.

Упражнение 3. Работа с деформированным предложением (составление предложений из слов, данных вразбивку)

Лает, будке, Рекс, в, громко.

Эти и другие подобные упражнения, выполненные в достаточном количестве, научат ребёнка свободно ориентироваться в словах, составляющих предложения, и определять границы между ними.

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов

Упражнение 1. Определение количества слогов в слове и установление их последовательности

Сколько слогов в слове ВОРОНА? Какой первый слог? Второй? Третий?

Упражнение 2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов

Придумать слово, состоящее из одного, двух, трёх и более слогов.

Упражнение 3. Составление ребёнком слов из слогов, данных вразбивку.

Слоги потеряли своё место, нужно помочь им его найти.
НА-ВО-РО (ВОРОНА)
ТА- ПУС-КА (КАПУСТА)

Упражнение 4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов

Какое слово получится из слогов: ВО,РО,НА; КА,ПУС,ТА?

Упражнение 5. Образование новых слов путём добавления (наращивания) ребёнком слогов к данному слову

Какой слог можно добавить к слову ПОЛ, чтобы получилось новое слово?
ПОЛ-КА ПОЛ-НЫЙ ПОЛ-КАН
ПОЛ-ДЕНЬ ПОЛ-ЗЁТ ПОЛ-ТОРА и т.д.

Упражнение 6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова

Получить новое слово, поменяв слоги местами:
НО-РА – РА-НО

Упражнение 7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове

Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а из двусложных или трёх- четырёхсложных – в другое.

Все приведённые здесь и подобные им упражнения научат ребёнка ориентироваться в слоговом составе слов и понимать важность правильного расположения слогов в каждом слове. Благодаря этому постепенно исчезнут перестановки и пропуски слогов на письме и при чтении, а также затруднения при переносе слов.

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов

Упражнение 1. Определение количества звуков в слове  и установление их последовательности

Сколько звуков в слове СТУЛ? Какой первый звук? Второй? Третий? Четвёртый?

Упражнение 2. Придумывание слов с определённым количеством звуков

Придумать слово, состоящее из трёх, четырёх, пяти и более звуков.

Упражнение 3. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков

Какое слово получится из этих звуков: М,Ы,Ш,К,А?

Упражнение 4. Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой звук

Какие новые слова можно получить из слова СОМ, если поменять в нём первую букву? СОМ-КОМ-ЛОМ-ДОМ-ТОМ и т.д.

Упражнение 5. Образование новых слов с помощью наращивания звуков

Какой звук нужно добавить к слову РОТ, чтобы получилось новое слово? (К-крот, Г-грот). К слову ПАР (К-парк). Какие новые имена можно получить, если добавить один звук к слову ОЛЯ? (Толя, Коля, Поля).

Упражнение 6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества новых слов

Какие новые слова можно получить из звуков слова ТРАКТОР? (Рак, так, рот, ток, кот, кто, кора, торт, крот и т.д.)

В эти занятия постепенно можно включать письменные упражнения с обязательным предварительным звукослоговым анализом слова. Хочу обратить ваше внимание на важность синхронного проговаривания при письме. Практика показывает, что даже во втором-третьем классе ребёнок часто не умеет правильно проговаривать слово при письме. Вообще, чтобы во время записи всё было в порядке, необходима синхронная работа четырёх компонентов: это ухо, рука, глаз и язык. Если один из них выпадает, то ждите неприятностей.

Эти упражнения помогут ребёнку понять, что ни один звук не является в слове случайным, что добавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова или сделать его неузнаваемым и даже бессмысленным. А это значит, что каждая буква должна находиться на своём месте.

Приёмы работы по преодолению аграмматизмов

Отставание в развитии устной речи детей выражается обычно в бедности словарного запаса и в неумении грамматически правильно связывать слова между собой. Если такое отставание не преодолеть, то все эти аграмматизмы благополучно перекочуют из устной речи в письменную. Ну на, самом деле, если ребёнок говорит УХИ, ДЕРЕВЫ, ЦЫПЛЁНКИ, МНОГО ЗЕРКАЛОВ, НА ДЕРЕВЬЕВ и т. п., то как он сможет грамотно писать? Поэтому необходимо обогащать словарный запас и усваивать грамматические нормы языка.

Обогащение словаря должно вестись постепенно по всем направлениям. Сначала необходимо заниматься расширением словаря предметов (имён существительных), затем действий (глаголов), потом признаков (прилагательных), после этого - наречий.
Работая над увеличением словаря предметов, лучше всего изучать слова по группам. Например, ребёнок должен хорошо ориентироваться в следующих категориях существительных: домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, овощи, фрукты, ягоды, деревья, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт и т. п.

Расширение глагольного словаря лучше всего тоже усваивается по группам: кто как передвигается? Кто что делает? Кто как голос подаёт?

Особое внимание следует обратить на образование новых глаголов с помощью приставок: ПРИХОДИТ, ВЫХОДИТ, ВХОДИТ, ОТХОДИТ, ОБХОДИТ, ПЕРЕХОДИТ, УХОДИТ, ПОДХОДИТ, и т. д. при этом не забывайте объяснять ребёнку значение слов с новыми приставками.

Расширять словарь прилагательных лучше всего путём подбора большого количества признаков к какому либо предмету. Например:

Лимон какой? – жёлтый, кислый, ароматный, овальный.
Стол какой? – деревянный, большой, светлый, удобный.

Уделите достаточное внимание образованию новых слов по принципу:

  • Стакан из стекла какой? - стеклянный.
  • Платье из шёлка какое? – шёлковое.
  • Каша из гречки какая? – гречневая.

Не забудьте про прилагательные, существительные и глаголы с противоположным значением. Для обогащения речи ребёнка наречиями важно при каждом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко или близко, высоко или низко. Что ходить мы можем быстро или медленно, разговаривать громко или тихо, делать работу плохо или хорошо и т. д.

При работе над грамматическим строем речи необходимо уделить внимание образованию множественного числа имён существительных. Сделать это можно, играя в игру «один – много». Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок – во множественном:

  • Стол – столы
  • Плащ – плащи
  • Стул – стулья
  • Дерево – деревья
  • Ухо – уши

Важным разделом в работе над грамматическим строем речи является работа над согласованием существительных с числительными. Здесь тоже имеется в виду многообразие окончаний (игра «один, два, пять»):

  • Один дом – два дома – пять домов
  • Один заяц – два зайца – пять зайцев

Не забудьте поработать над согласованием прилагательных с существительными:

  • Большая река
  • Большой ручей
  • Большое море
  • Большие моря

Необходимым разделом в совершенствовании грамматического строя речи является работа над правильным употреблением предлогов. Здесь прежде всего надо помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога. Тогда он сможет правильно употреблять их в своей речи. Изучение предлогов должно сопровождаться соответствующими картинками и играми на закрепление понимания значения предлогов. Во время игр просите ребёнка выполнять какие-либо действия, связанные с предлогами.Например:

  • Положи ручку на стол
  • Положи ручку в стол
  • Положи ручку под стол
  • Положи ручку за книгу
  • Положи ручку около книги
  • Держи ручку над столом

Все приведённые здесь и подобные им упражнения позволят ребёнку расширить свой словарный запас и не допускать аграмматизмов в устной и письменной речи. Не ограничивайте вашу фантазию в работе с ребёнком. Дерзайте, творите, пробуйте!

  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин