Роль школьного ПМПК в процессе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников со сложным дефектом и обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в ГКОУ СО "НСКОШИ № 15"

Дьячкова Лариса Юрьевна, учитель-дефектолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15"

Фроленкова Лариса Дмитриевна, педагог-психолог, "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15"

Необходимость создания в школе психолого-медико-педагогического консилиума (ШПМПК) было продиктовано увеличением количества детей с сочетанными диагнозами и поступления в ОУ воспитанников с тяжелой и умеренной степенью умственной отсталости и, как следствие, поиском путей взаимодействия педагогов с этой категорией учащихся.

Следует отметить, что деятельность узких специалистов в процессе "сопровождения" учащихся данной категории не была для коллектива и социальных партнеров новой, но в связи с современными веяниями в коррекционном образовании стала для всех более актуальной.

В связи с этим нам предстояло обобщить свой опыт работы и опыт работы специализированных коррекционных учреждений, занимающихся проблемами реабилитации, адаптации и социализации детей с ОВЗ.

В последствии ШПМПК для нас стал инструментом, который, на данный момент, может определять для каждого ученика со сложным дефектом оптимальный вариант обучения и воспитания, выявить проблемы и пути их исправления на всех этапах школьного детства, подготовить к самостоятельной жизни и самостоятельному труду.

Скоординированный и объединенный общими целями коллектив специалистов реализовывал ту или иную стратегию сопровождения каждого ребенка с ОВЗ, где было необходимо понимание всеми участниками целей, задач и четкая согласованность действий.

В процессе сопровождения детей решается целый ряд индивидуальных задач с учетом принципов коррекционно-развивающего, психолого-педагогического, медико-социального воздействия, также учитывались и учитываются значимые периоды развития школьного детства и специфика работы ОУ.

Выбор и планирование коррекционно-развивающего, психолого-педагогического, медико-социального сопровождения в нашем ОУ осуществляются всеми участниками ШПМПК, где отражается система той или иной работы, состоящая из значимых мероприятий для конкретного ребенка или группы учащихся.

Например, система работы по вопросам социальной адаптации (дезадаптации) учащихся 1-го класса для детей со сложным дефектом.

План работы на I полугодие состоит из следующих мероприятий:

  • Август. Комплектование 1-х классов.
  • Сентябрь. Диагностика психолого-педагогического и медико-социального развития обучающихся воспитанников.
  • Октябрь. Актуальные проблемы адаптации учащихся 1-го класса со сложным дефектом к новой социальной ситуации.
  • Ноябрь. Итоги первичной адаптации (дезадаптации) учащихся1-го класса со сложным дефектом.
  • Декабрь. Анализ коррекционно-развивающей работы с детьми 1-го класса со сложным дефектом. Корректировка программ и индивидуальных траекторий.
  • Январь. Скрининговая диагностика детей 1-го класса со сложным дефектом, испытывающих трудности.

Исходя из намеченных целей и задач по работе с детьми со сложным дефектом и учащимися с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, мы проводим различные виды ШПМПК: первичные, плановые, внеплановые, заключительные.

Различные мнения специалистов ОУ и социальных партнеров слагаются в выработку согласованных решений по определению образовательного, коррекционно-развивающего, медико-социального маршрута; позволяют наметить индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по логопедии, ЛФК, психологии; определить медицинскую, социальную поддержку; дать динамическую оценку состояния ребенка и скорректировать ранее намеченную программу; решить вопросы об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершению обучения (учебного года).

По результатам консилиума разрабатывается система коррекционной работы с учеником, учителем-дефектологом, родителями, социальными партнерами, законными представителями, которая включает в себя 3 основные функции: учебно-воспитательную; реабилитационную, коррекционно-развивающую; диагностическую.

По итогам консилиума решения заносятся в индивидуальные дневники сопровождения. Контроль за реализацией индивидуальных траекторий, выработанных консилиумом, осуществляет классный руководитель и воспитатель группы. Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает психолог.

В то же время специалисты консультируют родителей, дают им ясные, понятные рекомендации по обучению и воспитанию ребенка. В отдельных, наиболее сложных, случаях специалисты в доступной форме предоставляют им прогноз дальнейшего развития ребенка.

Система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в нашем ОУ особенно эффективна и результативна в работе с учащимися детских домов, где деятельность с воспитанниками форсируется по всем направлениям, всеми специалистами. В этом огромную роль играет преемственность в работе детского дома и школы.

С целью облегчения "сопровождения" обучающихся воспитанников специалистами ШПМПК были разработаны и используются в данный момент педагогами ОУ и социальными партнерами следующие программы:

  • Управленческая программа воспитательной деятельности ГКОУ СО "НСКОШИ №15",
  • Управленческая программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
  • Рабочая программа психолого-педагогического изучения детей с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах школьного детства,
  • Рабочая программа психолого-педагогической деятельности в период адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью при переходе из младшего школьного звена в основную школу.

Опыт работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума в ГКОУ СО "НСКОШИ №15" по сопровождению детей с ОВЗ, конечно же, не является совершенным, но, в данном контексте, разработанная система консилиума по сопровождению детей со сложным дефектом и обучающихся воспитанников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости показало положительную динамику в обучении и воспитании ребенка.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин