Жулякова Т.И., Ожегова Н.Л., Киселёва И.Е., учителя начальных классов ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа"
Цель: формирование положительной мотивации в учебно- познавательной деятельности у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- изучить особенности формирования познавательной мотивации младших школьников с задержкой психического развития;
- развивать интерес и внимание на уроках математики и при изучении предметов гуманитарного цикла, как основного условия успешного обучения;
- отобрать и использовать современные средства видеотехники для моделирования различных познавательных ситуаций, развития творческих и познавательных способностей учащихся;
- формировать у младших школьников навыки поиска и обработки информации с помощью технических средств и научно- популярной литературы.
Особенности детей с задержкой психического развития:
- недостаточный запас знаний и представлений об окружающем;
- пониженная познавательная активность;
- слабость регуляции произвольной деятельности;
- нарушение различных сторон речи;
- нарушение внимания;
- плохая память;
- низкий уровень восприятия;
- своеобразие мыслительной деятельности.
Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов
Важную мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников с ЗПР 72%, а познавательный интерес называется очень редко 28%. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.
Используемые технологии
- Объяснительно-иллюстративные;
- Игровые технологии;
- Технологии индивидуализации обучения;
- Информационно- коммуникативные технологии.
В качестве основных педагогических средств используем различные виды игровых приемов:
- познавательные;
- логические;
- дидактические;
- сюжетно-ролевые;
- словесные;
- игра-путешествие;
- подвижные.
Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:
- Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- Сотрудничество учителя и ученика;
- Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
- Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
- Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
- Использование метода малых групп;
- Гарантирование ученику права на повышение оценки;
- Поощрение ученика.
С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.
Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психические особенности младших школьников одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал, математические и грамматические задания.
Обеспечение условий на учебных занятиях:
- избегать будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных навыков;
- стимулировать познавательные навыки многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно - поисковые методы обучения.
Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и учителям;
- оценивать ответы и работы товарищей;
- самостоятельно выбирать посильное задание.
Внеклассная работа:
- спортивные соревнования;
- походы;
- конкурсы;
- озеленение участка.
Сотрудничество с городской библиотекой им. Павленкова, посещение краеведческого музея г.Верхнего Тагила.
Консультативно-просветительская работа проводится для оказания помощи воспитателям, родителям, учителям школы в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями:
- Методические консультации с воспитателями детского дома-школы впо текущим проблемам ребенка.
- Методические консультации родителям по теме "Причины неуспеваемости учащихся с ЗПР и пути их преодоления".
- Взаимопосещение уроков учителей начальных классов с целью выработки единых требований в организации учебной деятельности.
Комплексная работа ведется тесном сотрудничестве со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом. Эта работа направлена на повышение успеваемости и качества знаний у школьников.
Литература
- Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999г.
- Диагностика и коррекция задержкт психического развития у детей./ под редакцией С.Г. Шевченко М., 2005г.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержании е специальной психологической и дефектологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002г.