Якушева Елена Павловна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №58 с углубленным изучением отдельных предметов"
Будущее всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей.
Мир представлен в человеческом сознании преимущественно как зрительный феномен. У детей с нарушением зрения, прежде всего, страдают различные области познавательной сферы. Это в первую очередь обусловлено спецификой заболевания и его выраженностью. Многие предметы и явления окружающего мира не доступны детям для их полноценного исследования. У ребят возникают трудности при определении формы, величины, цвета предметов, их мелких деталей и черт, нарушения в ориентировке в пространстве.
Немало важным фактором, оказывающим огромное влияние на развитие познавательной сферы детей, является их обучение в классах охраны зрения и зрительного восприятия IV вида. Особенность обучения в этих классах заключается в том, что большую часть своей жизни ребята проводят в стенах школы. Это в свою очередь приводит к увеличению возможности детей удовлетворять свои потребности в познавательной деятельности.
Нарушения познавательной сферы в свою очередь оказывают пагубное воздействие на общее развитие. Страдает речевое развитие (скудный словарный запас), физическое развитие (нарушена координация и точность движений), определённые трудности при обучении письму, русскому языку, математике, чтению.
Базисный учебный план общего образования детей с нарушением зрения разработан на основе Примерного учебного плана общего образования учащихся с нарушение зрения, утвержденного Министерством Образования Свердловской области в 2006 году, приказом № 163 – И.
Программа учебного курса «Развитие познавательной активности» предназначена для коррекционных занятий в классах IV вида с детьми младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы. Обучение в данных классах рекомендовано детям со следующими заболеваниями: высокая осложненная близорукость, аметропия (дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм) с амблиопией, косоглазие, заболевания зрительного аппарата. По результатам мониторинга психических процессов большинство детей с трудом ориентируются в пространстве , окружающем мире, социуме.
Поэтому, целью данной программы является создание педагогических условий для реализации возможностей детей осуществлять познавательную деятельность, повысить мотивацию познавательной активности.
Задачи программы:
- создавать условия для расширения познавательных способностей детей средствами самостоятельной предметно-практической деятельности;
- развивать наглядно-образное мышление, умения обобщать, анализировать, абстрагироваться;
- развивать целостность, предметность, осмысленность восприятия, развивать произвольное восприятие;
- обогащать словарный запас, развивать диалогическую и монологическую речь, развивать содержательность, понятность (контекстную речь), выразительность, действенность речи;
- развивать образную, эмоциональную, символическую (словесно-логическую), произвольную память;
- развивать сенсорно-аналитическую деятельность как компенсаторное умение адекватного контакта с окружающим миром с опорой на сохранённые анализаторы и высшие психические процессы: внимание, мышление, память, речь;
- развивать поисковую деятельность (структурные комбинации, способы и варианты выполнения);
- закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, приобретённые в процессе школьного обучения;
- развивать мелкую моторику рук, что крайне важно для этих детей, в связи с необходимостью преодоления определённых трудностей в социально-бытовой жизни из-за имеющейся зрительной недостаточности;
- формировать у детей положительные эмоции, снимать эмоциональное напряжение и агрессию;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, желание самим создавать красоту;
- развивать настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умение владеть собой - выдержку;
- укреплять в сознании детей чувство сплочённости и единства группы путём выполнения ряда коллективных работ.
Программа учебного курса рассчитана:
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего | |
1 класс | 9 ч (18 зан.) | 7 ч (14 зан.) | 10 ч (20 зан.) | 8 ч (16 зан.) | 34ч (68 зан.) |
2 класс | 9 ч (18 зан.) | 7 ч (14 зан.) | 10 ч (20 зан.) | 8 ч (16 зан.) | 34ч (68 зан.) |
3 класс | 18 ч (36 зан.) | 14 ч (28 зан.) | 20 ч (40 зан.) | 16 ч (32 зан.) | 68 ч (136 зан.) |
4 класс | 18 ч (36 зан.) | 14 ч (28 зан.) | 20 ч (40 зан.) | 16 ч (32 зан.) | 68 ч (136 зан.) |
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуются ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Занятия проводятся в группах (3 – 5 человек) по 20 минут и предполагают использование следующих форм:
- беседа;
- дидактическая игра;
- задания и упражнения, преподносимых на фоне познавательного материала;
- ролевая развивающая игра;
- коллективное творчество;
- физические упражнения;
- индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пятиминутная разминка;
- комплекс заданий и упражнений на развитие познавательной активности;
- комплекс логических задач;
- комплекс развивающих игр.
В разделе "Пятиминутная разминка" дети отвечают на несложные тематические вопросы, но которые способны вызвать интерес, создать соответствующий психологический настрой.
На каждом занятии дети сталкиваются с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели:
- расшифровать таинственную запись,
- решить закодированные примеры,
- разгадать головоломку,
- найти ошибку,
- решить кроссворд.
Этот материал реализуется в разделах:
- "Задания и упражнения на развитие познавательной активности";
- "Логические задачи".
В разделе "Развивающие игры" подобран такой материал, который облегчает понимание и запоминание информации, так как их использование подключает не только слуховую, визуальную, моторную, но и эмоциональную память, так как организация самих игр использует творческое нестандартное обучение, то и результатом их использования является творческая активность детей.
Цель:
- повысить мотивацию познавательной активности;
- развивать творческое воображение.
Задачи:
- развитие зрительно-пространственной ориентации;
- развитие произвольного внимания;
- формирование общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение);
- формирование конструктивного мышления;
- развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- тренинг памяти;
- улучшение характеристик внимания (объем, концентрация, переключение, распределение, устойчивость);
- приобретение практических навыков при работе с конкретными обучающими программами.
Условиями достижения положительного результата являются:
- создание ситуации поиска в процессе деятельности;
- соблюдение преемственности в обучении, опора на ранее полученные знания;
- осуществление индивидуального подхода в обучении.
Основными принципами проведения занятий являются: воспитывающий и развивающий характер обучения; наглядность; научность; доступность; последовательность и систематичность; осознанность и активность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; многовариантность результата.
Анализируя накопленный материал, а также изменения в структуре проведения занятий, можно сделать следующие выводы:
- У детей сформировался стойкий интерес к выполнению подобного рода заданий.
- Выполнение заданий уже не вызывает у детей затруднений и страха, что наблюдалось в первое время.
- Ребята с удовольствием включаются в работу не только на занятии, но и в любое свободное время.
- При выполнении заданий ребята проявляют творческие способности: подбирают материал, предлагают разнообразные варианты и способы выполнения, высказывают различные предложения и пожелания.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- развитие познавательной активности учащихся до уровня соответствующего данному возрасту;
- овладение разными видами познавательной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны знать:
- основные цвета;
- дни недели и понятия "раньше", "позже", "завтра", "послезавтра", "вчера", "позавчера", "перед", "после", "между";
- времена года;
- названия и сущность различных профессий;
- плоские фигуры;
- иметь представления о величине предметов;
- познакомиться с разнообразием имен и их форм;
- названия традиционных елочных украшений;
- иметь представления о зимних каникулах, празднике "Рождество";
- обитателей леса;
- познакомиться с особенностями сказок;
- правила приема гостей;
- некоторые подробности из жизни разведчиков;
- иметь первичное представление о космосе;
- лекарственные растения;
- познакомиться с разнообразием насекомых;
- иметь первоначальные сведения о письме;
- правила работы в группах
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети должны уметь:
- распознавать цвета предметов;
- распознавать дни недели и понятия "раньше", "позже", "завтра", "послезавтра", "вчера", "позавчера", "перед", "после", "между";
- распознавать времена года;
- распознавать профессии;
- называть плоские фигуры;
- сравнивать предметы по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине;
- называть полное, краткое, уменьшительное имя;
- называть елочные украшения;
- рассказать о празднике "Рождество;
- распознавать обитателей леса;
- распознавать сказки;
- распознавать лекарственные растения, познакомиться с их использованием;
- проявлять творческое воображение, фантазию;
- проявлять артистические способности, навыки коммуникативного общения;
- • работать с понятиями "отправитель"; познакомиться со всеми составляющими письма;
- подбирать рифмы;
- работать в группах.
Обучаясь по данной программе, к концу второго года обучения дети должны знать:
- морские термины: "камбуз", "кок", "нос", "кубрик", "вахта", "иллюминатор", "палуба", "корма", "шторм";
- времена года;
- историю возникновения спичек, виды спичек;
- познакомиться с понятием "фразеологизмы" и знать значение некоторых фразеологизмов;
- расширить представления детей о загадках;
- расширить представления о насекомых;
- вежливые слова;
- иметь представления о зоопарке;
- познакомиться с понятием "олицетворение";
- народные и авторские сказки;
- о роли Солнца в жизни людей;
- о роли медицины в жизни человека;
- познакомиться с понятием "почва", знать о значении почвы в жизни человека;
- правила поведения в лесу.
Обучаясь по данной программе, к концу второго года обучения дети должны уметь:
- распознавать морские термины: "камбуз", "кок", "нос", "кубрик", "вахта", "иллюминатор", "палуба", "корма", "шторм";
- находить в тексте шутливые выражения, несостыковки;
- разгадывать загадки;
- подбирать рифмы;
- различать насекомых;
- различать животных для нашей местности и экзотических животных;
- проявлять свои конструкторские способности;
- находить "олицетворение в тексте";
- различать народные и авторские сказки;
- инсценировать сказки;
- находить информацию о Солнце и Солнечной системе;
- использовать полученные знания о Солнце, Солнечной системе, почве;
- правилами поведения в лесу.
Обучаясь по данной программе, к концу третьего года обучения дети должны знать:
- полный состав семьи, обязанности в семье, традиции, реликвии;
- понятия "инициалы", ""вензель";
- значение слова "лукоморье";
- о значение воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой, о происхождении названий морей;
- отличие звезды от планеты, каково значение космоса в жизни человек;
- знать практические способы владения собой;
- основные правила здорового образа жизни;
- отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм;
- особенности жизни деревьев, их разнообразием;
- русские пословицы и поговорки;
- сказки на новый лад, находить отличия русской народной сказки;
- интересные сведения из истории кукол;
- значение слова "геометрия", историю возникновения науки геометрии;
- понятие "классическая музыка", имена композиторов – классиков;
- военные термины; исторические факты военных лет;
- сказки А. С. Пушкина;
- историю праздника Ивана Купалы.
Обучаясь по данной программе, к концу третьего года обучения дети должны уметь:
- называть полное имя, фамилию, отчество всех членов семьи, перечислять обязанности в семье, рассказывать о традициях, реликвиях семьи;
- называть признаки, по которым различаются все люди;
- работать с картой;
- властвовать собой; сдерживать свои негативные эмоции;
- применять правила здорового образа жизни;
- подбирать рифмующиеся слова, досочинять стихотворение, следуя заданной теме;
- различать пословицы и поговорки;
- находить отличия русской народной сказки;
- различать плоскостные геометрические фигуры;
- пользоваться первоначальными сведениями о музыкальных инструментах, величайших мастерах – создателях скрипки;
- называть имена героев военных лет 1941-1945 гг.;
- систематизировать знания о Пушкинских сказках;
- разгадывать кроссворды, ребусы;
- работать в группах.
Обучаясь по данной программе, к концу четвёртого года обучения дети должны знать:
- государственные символы страны: герб, флаг, гимн;
- положительные качества, присущие каждому человек;
- виды искусства: музыка, театр, живопись, цирк, литература;
- расширить представления о кулинарии, знать некоторые названия мясных блюд;
- понятие "крылатые слова"; автора первого российского сборника "Крылатые слова";
- что такое "кинематограф";
- краткие сведения из истории Международного дня птиц; о науке орнитологии;
- историю возникновения Олимпийских игр древности;
- об особенностях циркового искусства;
- о российской армии, ее историческом прошлом;
- о народном празднике Масленица;
- о ценности книги и пользе чтения;
- о ценности времени;
Обучаясь по данной программе, к концу четвёртого года обучения дети должны уметь:
- рассказывать о государственных символах страны: гербе, флаге, гимне;
- видеть положительные качества, присущие каждому человеку;
- приводить примеры разных видов искусства и давать им краткую характеристику;
- составлять меню, называть мясные блюда;
- рассказывать о происхождении термина "крылатые слова";
- рассказывать об истории возникновения кинематографии;
- рассказывать о пернатых друзьях;
- рассказывать о символах Олимпийских игр древности, видах спорта;
- рассказывать о российской армии;
- показывать свои артистические способности;
- рассказывать об истории возникновения часов, выполнять упражнения в определении времени по часам.
Ожидаемый результат.
Работа по данной программе:
- окажет положительное влияние на развитие образного и творческого мышления;
- будет способствовать развитию стремления у ребенка к самостоятельной работе;
- поможет возрасти познавательной активности ребенка, что позволит ему стать более мотивированным на учебную деятельность и хорошо подготовленным к старшей школе.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
- цветной картон;
- цветная бумага;
- клей ПВА;
- фольга.
Оборудование:
- комплект прямоугольников, треугольников из цветной бумаги;
- крупная и мелкая крупа;
- спички;
- образцы изделий;
- набор геометрических фигур;
- шаблоны;
- теннисный мяч.
Инструменты:
- цветные карандаши; фломастеры;
- краски, гуашь;
- ручка, простой карандаш;
- ножницы;
- линейка;
- тетрадь в клетку.
Наглядные пособия:
- схемы времен года;
- рисунки людей разных профессий;
- детали семицветной пирамидки;
- кубик с разноцветными гранями;
- иллюстрации сказок;
- таблицы по определению закономерности;
- иллюстрации;
- конструктор;
- игрушки;
- набор геометрических тел;
- карточки букв;
- таблицы с изображением фигур;
- рисунки героев;
- рисунок с изображением планет Солнечной системы;
- рисунки с изображением насекомых;
- рисунки лекарственных растений.
Дидактический материал:
- детская художественная литература;
- памятки по технике безопасности;
- образцы упражнений;
- карточки с шифровками;
- карточки с текстами заданий;
- рисунки – планы участков;
- рисунки животных;
- танграм;
- кроссворды;
- ребусы.
Литература
- Агеева И. Д. На ошибках учатся. Педсовет. 2004. №11
- Беденко М. Ну очень задачник!.. – Киев, "А. С. К.", 1996.
- Булдаков С. В. Загадки. Педсовет. 2003. №11.
- Винокурова Н. Подумаем вместе. М.: Рост, 1986. В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико–принт, 2002.
- Волина В. Откуда пришли слова. – "АСТ – ПРЕСС", 1996.
- Волина В. Русский язык. Екатеринбург: АРГО, 1996.
- Гращенкова В. Занимательный материал на уроках природоведения. – Смоленск. СГПИ, 1993.
- Донькевич А. Сказки для детского театра кукол. Колобок. //Педсовет. – 2004. - №8.
- Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М.: Новая школа, 1996.
- Загадки. Скороговорки. – М: АСТ – ПРЕСС, 1997.
- Зиганов М. Учимся читать и считать. М,: АСТ – пресс, 1997.
- Кузьмина А. Грибная карусель. Педсовет. 2004. №4.
- Леонович Е. Родная словесность. 2 класс. – М: Издательский центр "Вентана – Граф", 1996.
- Маняшина И. Зайкина избушка. //Педсовет. – 2004. - №8.
- Нечаева О. Загадки о сказочных героях. Педсовет, 2005, №4.
- Остер Г. Задачник. М,: РОСМЭН, 1996. Почемучка. М,: Педагогика-пресс, 1992.
- Тарабарина Т. И., Елкина Н. В.. И учеба, и игра: математика. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Юдин Г. Букваренок. – М: РОСМЭН". 1994.
- Что такое? Кто такой? М.: Педагогика – Пресс, 1994.
- Шапиро Ф. Б. Веселый класс: Урок гостеприимства. М,: АСТ-пресс, 1996.
Краткое описание методик определения уровня сформированности познавательной активности
Диагностическое обследование по развитию познавательной активности на начало и середину 1 (2, 3, 4) класса строится на основе методик диагностики, разработанных Дж. Равеном, Е.Э. Кригер, Д.Б Элькониным, В. С. Юркевич. Эта методика была адаптирована для детей с нарушениями зрения.
Задания методик изучения развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста направлены на выявление у детей с нарушениями зрения степени сформированности мыслительных операций, своеобразия познавательного интереса, ориентировочно познавательных действий.
Методика 1. Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений.
Цель: определить степень развитости основных интеллектуальных умений.
Оборудование: стандартные прогрессивные матрицы Равена (серия А, АВ).
Ход выполнения: Ребенку предлагаются рисунки с фигурами, связанные между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6 – 8 других фигур.
Задача – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Оценка результатов проводится по 3-х балльной шкале оценок:
- 3 балла (высокий уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает правильный номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.2
- 2 балла (средний уровень) - ребенок устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке с помощью педагога.
- 1 балл (низкий уровень) – ребенок не устанавливает закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, указывает номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов наугад.
Методика 2. "Мотивы умственной деятельности"
Цель: выявить доминирование мотива умственной деятельности дошкольников.
Оборудование: текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.
Ход выполнения: Экспериментатор зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы: Кто из них прав? Почему?
Обработка данных: ответы анализируются с учетом двух параметров:
- предпочитаемое суждение;
- обоснование ответа.
Интерпретация осуществляется исходя из следующих мотивов:
- 3 балла (высокий уровень) - познавательный мотив – интерес к процессу получения новых знаний;
- 2 балла – (средний уровень) - игровой мотив – предпочтение игровой деятельности;
- 1 балл (низкий уровень) - внешний мотив – требование взрослого, то есть ребенок занимается только потому, что его заставляют заниматься взрослые.
Методика 3. "Определение мотивационного компонента"
Цель: выявить степень доминирования познавательного или игрового мотива ребенка.
Оборудование: стол, на котором выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки.
Ход выполнения: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца? ( приложение)
Обработка результатов: Выявляют степень доминирования познавательного или игрового мотива каждого ребенка. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
- 3 балла (высокий уровень) - ребенок предпочитает дослушать сказку до конца.
- 2 балла (средний уровень) – ребенок предпочитает поиграть.
- 1 балл (низкий уровень) – ребенок отвлекается на внешние мотивы.
Методика 4. Изучение познавательной потребности (В. С. Юркевич)
Педагогам и родителям младших школьников с нарушением зрения на основе наблюдения предлагалось ответить на вопросы анкеты (вопросы анкеты в приложении).
Интенсивность познавательной потребности определяется средним значением, определяемым полученной суммой баллов:
- 3 балла (высокий уровень) - потребность выражена сильно;
- 2 балла (средний уровень) - умеренно;
- 1 балл (низкий уровень) – слабо выраженная познавательная потребность.
Методика 5. "Определение практического компонента с помощью анкеты"
Цель: выявить уровень развития самостоятельности и познавательной активности ребенка с помощью данных анкеты, предлагаемой педагогу.
Ход выполнения: Педагогу предлагается анкета, в которой необходимо отметить из трех наиболее выраженных показателей: познавательный, игровой, выполнение задания с помощью взрослого, интерес ребенка. Далее оценивается качество компонента по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях сформированности практического компонента познавательной активности ребенка.
Обработка результатов:
- 3 балла (высокий уровень) - ребенок выполняет задания самостоятельно, доминирует познавательный интерес.
- 2 балла (средний уровень) - у ребенка доминирует игровой интерес, нежели познавательный.
- 1 балл (низкий уровень) - ребенок выполняет задания только с помощью взрослого.
Методика 6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:
- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается поднятием руки и удовлетворением со стороны педагога этого стремления). При этом активность ребенка может завершиться правильным или неправильным ответом, которые мы обозначаем так:
- А1 – двусторонняя активность с правильным исходом,
- А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;
- односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не поднимает руку, но его вызывает педагог и требует от него решения учебной задачи). Такая активность также может завершиться правильным или неправильным ответом и обозначается:
- В1 – односторонняя активность с правильным исходом,
- В2 – односторонняя активность с неправильным исходом;
- активность на уровне микрогруппы (ребенок может не проявлять активности на уровне, однако может вести активную работу внутри группы):
- С - берет инициативу в свои руки, организует выполнение задания внутри группы;
- С2 – берет инициативу в свои руки и сам все выполняет, остальные члены группы наблюдают за его работой;
- С3 - ребенок выполняет действие, высказывает свою точку зрения во время обсуждения вопроса внутри группы,
- С4 – пытается уйти от работы внутри группы;
- отклонения от процесса обучения. Отвлечение от занятия другими занятиями, разговором с товарищем не по теме обсуждения вопроса, сонливость на занятии. Такие проявления фиксировались символом Д.
Такая запись наблюдения велась на всех занятиях, проводимых в ходе эксперимента. Проводился анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.
Итоговая оценка результатов, полученных при помощи вышеперечисленных методик, предполагает как количественное, так и качественное их обобщение. Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:
- 15- баллов - высокий уровень развития познавательной активности;
- 12-14 баллов – средний уровень развития познавательной активности;
- 11 баллов и ниже – низкий уровень развития познавательной активности.