Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Тема: "Дифференциация звуков и букв п-б"
Раздел: "Звуки и буквы"
Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний о сходстве и различии звуков и букв п-б, умении определять наличие и место звуков в слове в процессе смены видов деятельности.
Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся представления о диких и домашних животных в процессе смены видов деятельности.
Задачи:
- Образовательные: формирование умения различать и определять место звуков и букв п – б в слогах, словах в процессе звукобуквенного анализа;
-
Развивающие:
- развивать навыки звукового анализа при определении места звука в слове;
- содействовать развитию умения осуществлять самопроверку при рисовании предметов на заданные звуки.
-
Воспитательные:
- воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности;
- воспитание умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
-
Коррекционные:
- развитие речевой моторики в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;
- коррекция и развитие фонематического восприятия, анализа, представлений в процессе смены видов деятельности.
Оборудование: Предметные картинки, плоскостные фигурки, опорные схемы произношения звуков п-б. альбомы для рисования, цветные карандаши
Технологическая карта коррекционного занятия
Предмет, тема, класс |
Методы
|
Тип и вид урока |
Планируемые результаты |
|
Система средств обучения |
|||
Личностные |
Метапредметные
|
Виды учебной деятельности |
||||||
|
|
|
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||
Предмет: «Логопедия»
Тема: «Дифференциация звуков и букв п – б»
1 класс. |
Наблюдение, деятельностный, словесный, наглядный, практический. |
Тип: Сообщение новых знаний Вид: Деятельностный. |
Осознание детьми значимости умения различать звуки речи, правильного произношения звуков п-б в словах, словосоч.-х и предложениях |
Учатся владеть артикуляционной моторикой. Осознают, принимают и решают учебную проблему: «Звуки и буквы знакомы, но встречаются ошибки при выборе нужной буквы», « При произношении п-б преграда выдыхаемой возд. струе одинаковая, а звуки разные. Почему?» Создают алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.
|
Самостоятельно формулируют тему урока и познавательную цель: «Научиться различать звуки и буквы п-б». Используют знаково-символические действия: сравнительный анализ опорных схем произношения звуков п-б. Классифицируют животных по признаку-домашние, дикие. |
Учатся сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом. Учатся разрешать проблемные ситуации, контролировать свою речь. |
Практическая работа в режиме диалога.
Составление алгоритмов рассуждения при выборе нужного звука и буквы.
Работа с опорными схемами произношения звуков и букв п-б.
Определяют место звуков и букв п-б в словах. |
Предметные картинки. Плоскостные фигурки. Опорные схемы произношения звуков п-б. Альбомы для рисования, цветные карандаши. |
Этап урока |
Организационно- технологический блок |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Самоопределение к учебной деятельности |
Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке; Форма – фронтальная; Средства – языковые; Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу; Прием контроля – зрительный, устный; Принцип– психологической комфортности. |
Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность. Учитель напоминает детям пословицу об учении, актуализируются знания о том, чему учились на прошлых занятиях |
Настраиваются на урок. Дети объясняют смысл пословицы, Вспоминают то, что учились правильно произносить звуки, различать гласные, согласные и похожие по произношению звуки |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Задачи - актуализировать знания учащихся о звуках п-б при выделении их из слов, в пробном действии произнести эти звуки в слогах; фиксировать затруднение в деятельности. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – воспроизведение знаний, умений. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности.
|
Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представления) и его самостоятельному осуществлению. Учитель выставляет плоскостные фигурки охотника Пульки и собаки Бульки, проводит небольшую беседу о персонажах урока, выясняет какие первые звуки в именах героев. Предлагает пострелять из охотничьего ружья Пульки, проговаривая слоги типа: бах – пах - бах и т.д., дает задание вспомнить названия животных на звуки п-б, определив место звука в слове. Актуализирует знания о диких и домашних животных. Фиксирует встречающиеся в речи детей ошибки. |
Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий. Дети выделяют первые звуки в именах персонажей урока. Проговаривают слоги, называют животных на заданные звуки, определяют место звука в слове и какие животные домашние, а какие дикие. Фиксируют встречающиеся у них ошибки. |
3.Выявление места и причины затруднения.
|
Задачи – выявить место и причину затруднения, определить тему и цель занятия. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выявление, проговаривание, осознание места и причины затруднения. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности. |
Помогает восстановить выполненные операции (анализ опорных схем произношения) и зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение (пункт №5, №6) Учитель еще раз уточняет, какие звуки вначале имен Пульки и Бульки. Предлагает детям назвать тему урока. Логопед спрашивает у детей, научились ли они различать звуки п-б. Педагог просит ребят определить цель сегодняшнего занятия. Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с целью развития артикуляционной моторики Логопед спрашивает у детей, где все говорится о звуках п-б, предлагает проанализировать и сравнить опорные схемы произношения звуков, т.к. может быть они помогут научиться различать их. |
Соотносят свои действия с используемым способом действий (анализ опорных схем произношения) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения (пункт №5,6) Ученики снова выделяют звуки из слов. Называют тему занятия, указывают на то, что пока не научились различать звуки п-б. Формулируют цель занятия. Выполняют артикуляционную гимнастику. Дети сравнивают произношение п-б по опорным схемам, находят сходства, акцентируют внимание на том, что пункт №5 (звонкость-глухость) показывает разницу в произношении и поможет научиться различать звуки, а пункт №6 (буквы п-б) разницу в написании. |
4.Построение проекта выхода из затруднения.
|
Задача – создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б. Форма – фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы. Приемы контроля – устный. Принцип – деятельности, творчества. |
Учитель помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б. С помощью подводящего диалога логопед помогает детям создать алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.
|
Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б. Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации п-б, используя опорные схемы произношения и написания звуков и букв п-б. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Физминутка |
Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков. Форма -фронтальная. Средства – языковые, наглядные. Результат – выполнение задания на новый способ действия. Приемы контроля - устный. Принцип – деятельности. |
Организует выполнение заданий на новый способ действий. Педагог показывает картинку, просит ее назвать и выделить изучаемый звук, используя алгоритм рассуждения и опорные схемы определить звонкость-глухость звука, выбрать нужную букву и определить ее место. |
Выполняют в форме коммуникатив-ного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков. Учащиеся называют картинку, изучаемый звук, используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения и написания п-б. определяют звонкость-глухость звука, выбирают соответствующую букву, определяют ее место в названии картинки, |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки. Форма - индивидуальная Средства - языковые, наглядные Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа. Приемы контроля - устный Принцип - деятельности. |
Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий. Логопед предлагает нарисовать картинки, в названии которых, есть звуки п-б в начале, в середине, в конце слова и провести самопроверку Далее помогает выявить и корректировать возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.
|
Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения. Ученики рисуют картинки, в названии которых, есть звуки п-б и показывают соответствующее место звука и букву. Осуществляют самопроверку Корректируют возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.
|
7. Включение в систему знаний и повторение. |
Задача – Тренировать использование изученного ранее материала. Форма - фронтальная Средства - языковые, наглядные Приемы контроля - устный Принцип - деятельности |
Дает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала. Педагог задает вопросы типа: Бывает ли зебра без полосок? Просит дать полный ответ, четко проговаривая звуки, показывая встречающиеся в словах буквы п-б. Дает задание составить предложения по опорным словам: верблюд, горб; черепаха, панцирь и т.д., также показывая и определяя место встречающихся в словах букв п-б.
|
Автоматизируют умственные действия по изученным нормам (алгоритм и опорные схемы). Дети дают полный ответ, стараясь четко проговаривать звуки в словах, определяют буквы п-б. Составляют предложения по опорным словам, Определяют наличие и место звуков и букв п-б, при затруднении корректируют возможные ошибки, используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения. |
8.Рефлексия учебной деятельности. |
Задача – Фиксировать новое содержание, изученное на уроке Форма - фронтальная Средства - языковые, наглядные Приемы контроля - устный Принцип - деятельности |
Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, определяют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. |