Конструкт логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П-Б" 1 класс

Петрова Елена Геннадьевна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Тема: "Дифференциация звуков и букв п-б"


Раздел: "Звуки и буквы"

Перспективная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей знаний о сходстве и различии звуков и букв п-б, умении определять наличие и место звуков в слове в процессе смены видов деятельности.


Актуальная цель: Создание организационных и содержательных условий для формирования у учащихся представления о диких и домашних животных в процессе смены видов деятельности.


Задачи:

  • Образовательные: формирование умения различать и определять место звуков и букв п – б в слогах, словах в процессе звукобуквенного анализа;
  • Развивающие:
    • развивать навыки звукового анализа при определении места звука в слове;
    • содействовать развитию умения осуществлять самопроверку при рисовании предметов на заданные звуки.
  • Воспитательные:
    • воспитание навыка самоконтроля за речью в процессе коммуникативной деятельности;
    • воспитание умения работать в коллективе в процессе практической деятельности.
  • Коррекционные:
    • развитие речевой моторики в процессе выполнения артикуляционной гимнастики;
    • коррекция и развитие фонематического восприятия, анализа, представлений в процессе смены видов деятельности.

Оборудование: Предметные картинки, плоскостные фигурки, опорные схемы произношения звуков п-б. альбомы для рисования, цветные карандаши

Технологическая карта коррекционного занятия

 

Предмет,

тема,

класс

 

  Методы

 

 

Тип и вид

урока

Планируемые результаты

 

 

Система средств

обучения

 

Личностные

Метапредметные

 

Виды учебной деятельности

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Предмет: «Логопедия»

 

Тема:

«Дифференциация звуков и букв п – б»

 

1 класс.

Наблюдение,

деятельностный,

словесный,

наглядный,

практический.

Тип:

Сообщение

новых знаний

Вид:

Деятельностный.

Осознание детьми значимости умения различать звуки речи, правильного произношения звуков п-б в словах, словосоч.-х и предложениях

Учатся владеть   артикуляционной моторикой.

Осознают, принимают и решают учебную проблему: «Звуки и буквы знакомы, но встречаются ошибки при выборе нужной буквы», « При произношении п-б преграда выдыхаемой возд. струе одинаковая, а звуки разные. Почему?»

Создают алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

 

Самостоятельно формулируют тему урока и  познавательную цель: «Научиться различать звуки и буквы п-б».

Используют знаково-символические действия: сравнительный анализ опорных схем произношения звуков п-б.

Классифицируют

животных по признаку-домашние, дикие.

Учатся сотрудничать в процессе работы, устанавливать контакты со сверстниками, с педагогом. Учатся разрешать проблемные ситуации, контролировать свою речь.

Практическая работа в режиме диалога.

 

Составление алгоритмов рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

 

Работа с опорными схемами произношения звуков и букв

п-б.

 

Определяют место звуков и букв п-б в словах.

Предметные картинки.

Плоскостные фигурки.

Опорные схемы произношения звуков п-б.

Альбомы для рисования, цветные карандаши.

 

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организовать, подготовить, учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип– психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность.

Учитель напоминает детям пословицу об учении, актуализируются знания о том, чему учились на прошлых занятиях

Настраиваются на урок.

Дети объясняют смысл пословицы,

Вспоминают  то, что учились правильно произносить звуки, различать гласные,  согласные и похожие по произношению звуки

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Задачи - актуализировать знания учащихся о звуках п-б при выделении их из слов, в пробном действии произнести эти звуки в слогах; фиксировать затруднение в деятельности.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности.

 

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представления) и его самостоятельному осуществлению.

Учитель выставляет плоскостные фигурки охотника Пульки и собаки Бульки, проводит небольшую беседу о персонажах урока, выясняет какие первые звуки в именах героев.

Предлагает пострелять из охотничьего ружья Пульки, проговаривая слоги типа: бах – пах - бах и т.д., дает задание вспомнить названия животных на звуки п-б, определив место звука в слове. Актуализирует знания о диких и домашних животных.

Фиксирует встречающиеся в речи детей ошибки.

Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий.

Дети выделяют первые звуки в именах персонажей урока. Проговаривают слоги, называют животных на заданные звуки, определяют место звука в слове и какие животные домашние, а какие дикие. Фиксируют встречающиеся у них ошибки.

3.Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

Задачи – выявить место и причину затруднения, определить тему и цель занятия.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выявление, проговаривание, осознание места и причины затруднения.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности.

 Помогает восстановить выполненные операции (анализ опорных схем произношения) и зафиксировать место-шаг, где возникло затруднение (пункт №5, №6)

Учитель еще раз уточняет, какие звуки   вначале имен Пульки и Бульки.

Предлагает детям назвать тему урока.

Логопед спрашивает у детей, научились ли они различать звуки п-б.

Педагог просит ребят определить цель сегодняшнего занятия.

Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с целью  развития артикуляционной моторики

Логопед спрашивает у детей, где все говорится о звуках  п-б, предлагает проанализировать и сравнить опорные схемы произношения звуков, т.к. может быть они помогут научиться различать  их.

Соотносят свои действия с используемым способом действий (анализ опорных схем произношения) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения (пункт №5,6)

Ученики снова выделяют звуки из слов.  Называют тему занятия, указывают на то, что пока не научились различать звуки п-б.

Формулируют цель занятия. Выполняют артикуляционную гимнастику.

Дети сравнивают произношение п-б по опорным схемам, находят сходства, акцентируют внимание на том, что пункт №5 (звонкость-глухость) показывает разницу в произношении и поможет научиться различать звуки, а пункт №6 (буквы п-б) разницу в написании.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

Задача – создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

Учитель помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б.

С помощью подводящего диалога логопед помогает детям создать алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

 

Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв п-б.

Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации п-б, используя опорные схемы произношения и написания звуков и букв п-б.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

- Физминутка

Задачи – закрепить знания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма -фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности.

Организует выполнение заданий на новый способ действий.

Педагог показывает картинку, просит ее назвать и выделить изучаемый звук, используя алгоритм рассуждения и опорные схемы определить звонкость-глухость звука, выбрать нужную букву и  определить ее место.

Выполняют в форме коммуникатив-ного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков.

Учащиеся называют картинку, изучаемый звук, используя алгоритм рассуждения и опорные схемы  произношения и написания п-б. определяют звонкость-глухость звука, выбирают соответствующую букву, определяют ее место в названии картинки,

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задача – Выполнить задание нового типа, осуществить его самопроверку, выявить и корректировать возможные ошибки.

Форма - индивидуальная

Средства - языковые, наглядные

Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности.

Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий.

Логопед предлагает нарисовать картинки, в названии которых, есть звуки п-б в начале, в середине, в конце слова и провести самопроверку

Далее помогает выявить и корректировать возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.

 

Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Ученики рисуют картинки, в названии которых, есть звуки п-б и показывают соответствующее место звука и букву. Осуществляют самопроверку

Корректируют возможные ошибки, пошагово используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Задача – Тренировать использование изученного ранее материала.

Форма -  фронтальная

Средства - языковые, наглядные

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Дает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала.

Педагог задает вопросы  типа: Бывает ли зебра без полосок? Просит дать полный ответ, четко проговаривая звуки, показывая встречающиеся в словах буквы п-б.

Дает задание составить предложения по опорным словам: верблюд, горб; черепаха, панцирь и т.д., также показывая и определяя место встречающихся в словах букв п-б.

 

Автоматизируют умственные действия по изученным нормам (алгоритм и опорные схемы).

Дети дают полный ответ, стараясь четко проговаривать звуки в словах, определяют буквы п-б.

Составляют предложения по опорным словам, Определяют наличие и место звуков и букв п-б, при затруднении корректируют возможные ошибки,  используя алгоритм рассуждения и опорные схемы произношения.

8.Рефлексия учебной деятельности.

Задача –  Фиксировать новое содержание, изученное на уроке

Форма -  фронтальная

Средства - языковые, наглядные

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фиксируют новое содержание, изученное на уроке, проводят рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности.

Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, определяют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности.

 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин