Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Задачи урока.
- Коррекционно-обучающая: развитие речи через знакомство с образом звука и буквы Ч.
- Развивающая: развитие словесно-логического мышления, слуховой памяти, фонематического восприятия, анализу и синтезу.
- Воспитательная: воспитывать умение правильно вести себя в социуме, практические приемы диалогической речи.
Планируемый результат:
- Учащиеся запомнят образ звука Ч. В текстах будут узнавать написание печатной буквы Ч.
- Расширят словарный запас.
- Учащиеся потренируются в составлении диалогов, поработают над развитием словесно-логического мышления, слуховой памяти, фонематического восприятия.
- Поработают над развитием анализа и синтеза.
- Вспомнят, как правильно встретить гостей и устроить чаепитие.
Предмет Тема Класс |
Методы |
Тип и вид урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Система средств обучения |
|||
Личностные |
Метапредметные |
|||||||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||||||
«Произношение» «Звук, буква Ч» 1 класс |
Объяснительно иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный. |
Сообщения новых знаний |
Осознают необходимость правильного произнесения звука Ч. Учатся навыкам сотрудничества, доброжелательности, ведению диалога, гостеприимству, вспоминают знакомые литературные произведения. |
Волевая саморегуляция, как способность к выбору; коррекция, как умение вносить коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и образца. |
Самостоятельно анализируют задания и находят решение; используют знаковые символы; строят речевые высказывания; анализируют и устанавливают причинно-следственные связи. |
Учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым; умение управлять поведением; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами взаимодействия; обучение диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка. |
Индивидуальная работа. Работа в парах. Работа в группах. Работа с картинками и схемами. Работа с природным материалом. Физические упражнения. Упражнения в психогимнастике
Работа в тетрадях. |
Предметные картинки, схемы слов, настольные зеркала, раздаточный материал, рабочие тетради. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Загадывает загадку, просит выделить в слове-отгадке последний звук; прослушать чистоговорку и выделить наиболее часто повторяющийся звук. |
Отвечают на вопросы учителя, проводят звуковой анализ.
|
Личностные Регулятивные Коммуникативные |
Постановка цели и задач урока. Тема занятия. |
Стимулирует детей сформулировать тему занятия. Знакомит с гостем урока – сказочным персонажем «Чебурашкой». |
Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.
|
Коммуникативные |
Характеристика звука |
Дает подробную характеристику звука с опорой на картинки и символы, просит детей запомнить и повторить. |
Слушают объяснение, запоминают и повторяют с опорой на зеркала и схемы. |
Познавательные Регулятивные |
Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти. |
Произносит звуковые цепочки, просит детей их повторить (Игра «Испорченный телефончик». |
Внимательно слушают и повторяют за учителем звуковые цепочки. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|
Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. |
Дает задания учащимся, контролирует и проверяет его выполнение.
|
Работают индивидуально за партами. Аргументируют свой выбор. |
|
Работа над построением вопросительного предложения. |
Просит учеников задать Чебурашке вопрос со словом ЧЕМ, дает образец правильного построения вопросительного предложения. |
Придумывают и проговаривают по цепочке вопросительные предложения. |
|
Практическое усвоение сложноподчиненного предложения. |
Просит учащихся загадать желания и рассказать о них Чебурашке. Дает образец построения предложения («Я хочу, чтобы …»). |
Придумывают и проговаривают по цепочке сложноподчиненные предложения. |
|
|
Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления. |
Выполняют упражнения для снятия утомления. |
Личностные Регулятивные
|
Психогимнастика. |
Просит детей изобразить эмоции, которые испытывает Чебурашка при просмотре сказки о «Золотом ключике и черепахе Тортилле». |
Работа в паре. Вспоминают ситуацию из сказки и демонстрируют эмоциональное состояние Чебурашки. |
|
Обучение правилам диалога, разговора по телефону. |
Задает проблемный вопрос: «Черепаха Тортилла позвонила Чебурашке. О чем они могли говорить по телефону?». Даёт образец диалога. |
Работа в паре. Составляют диалог. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|
Подбор родственных слов. |
Просит подобрать родственные слова к словам «Черепаха, чай». |
Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой ответ. |
|
Развитие лексико-грамматического строя речи. |
Создает проблемную ситуацию. Просит детей рассказать, как будет вести себя Чебурашка, если Черепаха придёт к нему в гости. Чем и как он будет её угощать. |
Работа в группах. Решают проблемную ситуацию. Обсуждают ответы каждой группы. |
|
Развитие логического мышления. |
Просит детей выбрать лишнее слово из 4 данных и объяснить свой выбор (чай, чашка, чайник, чаепитие). |
Анализируют, высказывают своё мнение. |
|
Образ буквы Ч. |
Показывает букву и элементы, из которых она состоит. Просит подумать, на что похожа эта буква, сложить её из палочек или из семечек. |
Формулируют выводы наблюдений, выкладывают на парте букву из природного материала. |
|
Склонение имен существительных. |
Просит посчитать чашки на столе у Чебурашки. Кто еще может прийти к нему в гости, у кого из сказочных героев в имени есть звук Ч? У кого из ребят в нашем классе в имени или фамилии есть звук Ч? |
(считают на карточке количество чашек – у всех разное; озвучивают ответ).
|
|
Работа с тетрадью. |
|
Работают в тетради по инструкции учителя. |
Регулятивные |
|
Просит детей подвести итог занятия (Какой звук изучали? Какое задание показалось трудным, какое понравилось?) Просит нарисовать солнышку ротик (улыбается – урок понравился, грустит – было трудно, скучно). |
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку. |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные
|