Конструкт урока "Произношение" по теме "Звук, буква Ч" 1 класс для детей с ТНР

Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Задачи урока.

  • Коррекционно-обучающая: развитие речи через знакомство с образом звука и буквы Ч.
  • Развивающая: развитие словесно-логического мышления, слуховой памяти, фонематического восприятия, анализу и синтезу.
  • Воспитательная: воспитывать умение правильно вести себя в социуме, практические приемы диалогической речи.

Планируемый результат:

  • Учащиеся запомнят образ звука Ч. В текстах будут узнавать написание печатной буквы Ч.
  • Расширят словарный запас.
  • Учащиеся потренируются в составлении диалогов, поработают над развитием словесно-логического мышления, слуховой памяти, фонематического восприятия.
  • Поработают над развитием анализа и синтеза.
  • Вспомнят, как правильно встретить гостей и устроить чаепитие.

Предмет

Тема

Класс

Методы

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств

обучения

Личностные

Метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

«Произношение»

«Звук, буква Ч»

1 класс

Объяснительно иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный.

Сообщения новых знаний

Осознают необходимость правильного произнесения звука Ч. Учатся навыкам сотрудничества, доброжелательности, ведению диалога, гостеприимству, вспоминают знакомые литературные произведения.

Волевая саморегуляция, как способность к выбору; коррекция, как умение вносить коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и образца.

Самостоятельно анализируют задания и находят решение; используют знаковые символы; строят речевые высказывания; анализируют и устанавливают причинно-следственные связи.

Учебное сотрудничество со сверстниками и взрослым; умение управлять поведением; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами взаимодействия; обучение диалогической и монологической речи в соответствии с нормами родного языка.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Работа в группах.

Работа с картинками и схемами.

Работа с природным материалом.

Физические упражнения.

Упражнения в психогимнастике

 

Работа в тетрадях.

Предметные картинки, схемы слов, настольные зеркала, раздаточный материал, рабочие тетради.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационно-мотивационный

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Загадывает загадку, просит выделить в слове-отгадке последний звук; прослушать чистоговорку и выделить наиболее часто повторяющийся звук.

Отвечают на вопросы учителя, проводят звуковой анализ.

 

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Постановка цели и задач урока.

Тема занятия.

Стимулирует детей сформулировать тему занятия. Знакомит с гостем урока – сказочным персонажем «Чебурашкой».

Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор.

 

Коммуникативные

  1. Актуализация знаний

Характеристика звука

Дает подробную характеристику звука с опорой на картинки и символы, просит детей запомнить и повторить.

Слушают объяснение, запоминают и повторяют с опорой на зеркала и схемы.

Познавательные

Регулятивные

  1. Выявление места и причины затруднений.

Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти.

Произносит звуковые цепочки, просит детей их повторить (Игра «Испорченный телефончик».

Внимательно слушают и повторяют за учителем звуковые цепочки.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.

Дает задания учащимся, контролирует и проверяет его выполнение.

  1. Разложи картинки, как пирамидки по возрастанию звуков в слове (3,4,5 звуков).
  2. Разложи картинки по наличию в них звука (в начале, середине, конце слова).
  3. Какое слово задумал Чебурашка? Соотнести картинку и схему слова.

Работают индивидуально за партами. Аргументируют свой выбор.

 

Работа над построением вопросительного предложения.

Просит учеников задать  Чебурашке вопрос со словом ЧЕМ, дает образец правильного построения вопросительного предложения.

Придумывают и проговаривают по цепочке вопросительные предложения.

 

Практическое усвоение сложноподчиненного предложения.

Просит учащихся загадать желания и рассказать о них Чебурашке. Дает образец построения предложения («Я хочу, чтобы …»).

Придумывают и проговаривают по цепочке сложноподчиненные предложения.

 

  1. Физкультминутка.

Проводит с детьми ряд упражнений для снятия утомления.

Выполняют упражнения для снятия утомления.

Личностные

Регулятивные

 

Психогимнастика.

Просит детей изобразить эмоции, которые испытывает Чебурашка при просмотре  сказки о «Золотом ключике и черепахе Тортилле».

Работа в паре.

Вспоминают ситуацию из сказки и демонстрируют эмоциональное состояние Чебурашки.

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Обучение правилам диалога, разговора по телефону.

Задает проблемный вопрос: «Черепаха Тортилла позвонила Чебурашке. О чем они могли говорить по телефону?». Даёт образец диалога.

Работа в паре.

Составляют диалог.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

Подбор родственных слов.

Просит подобрать родственные слова к словам «Черепаха, чай».

Высказывают свои предположения, стараются аргументировать свой  ответ.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Создает проблемную ситуацию. Просит детей рассказать, как будет вести себя Чебурашка, если Черепаха придёт  к нему в гости. Чем и как он будет её угощать.

Работа в группах. Решают  проблемную ситуацию. Обсуждают ответы каждой группы.

 

Развитие логического мышления.

Просит детей выбрать лишнее слово из 4 данных и объяснить свой выбор (чай, чашка, чайник, чаепитие).

Анализируют, высказывают своё мнение.

 

Образ буквы Ч.

Показывает букву и элементы,  из которых она состоит. Просит подумать, на что похожа эта буква, сложить её из палочек или из семечек.

Формулируют выводы наблюдений, выкладывают на парте букву из природного материала.

 

Склонение имен существительных.

Просит посчитать  чашки на столе у Чебурашки. Кто еще может прийти к нему в гости, у кого из сказочных героев в имени есть звук Ч? У кого из ребят в нашем классе в имени или фамилии есть звук Ч?

  1. Индивидуальная работа с карточками.

(считают на карточке количество чашек – у всех разное; озвучивают ответ).

  1. Совместно обсуждают имена одноклассников.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с тетрадью.

  • Обведи букву.
  • Разукрась схему.
  • Подбери схему к слову.

Работают в тетради по инструкции учителя.

Регулятивные

  1. Рефлексия.(Итог занятия).

Просит детей подвести итог занятия (Какой звук изучали? Какое задание показалось трудным, какое понравилось?)

Просит  нарисовать солнышку ротик (улыбается – урок понравился, грустит – было трудно, скучно).

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Графически отображают свое отношение к уроку.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

 

 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин