Савченко Татьяна Викторовна, педагог-психолог, ГКОУ СО "Михайловская СКОШИ", Михайловск
На практике остро стоит вопрос о технологиях анализа итогов усвоения ребенком образовательной и индивидуальной программ. Анализ продвижения ребенка позволит своевременно скорректировать выбранные методы и приемы, целенаправленно и качественно осуществлять коррекционно-образовательный процесс в школе-интернате.
Современная ситуация в системе образования побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогической помощи детям в условиях образовательного учреждения.С этой целью вводится новый вид документа – индивидуальной карта учёта динамики развития ребенка. Работа с Картой организуется с соблюдением Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152 "О персональных данных".
Этот документ заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания ребенка за определенный период времени. В структуру листа динамики развития ребенка предлагаем включать: разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы (логопедическая, педагогическая и психологическая коррекция), характеристика динамики развития ребенка по данным разделам, рекомендации, заключение об эффективности коррекционно-развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год.
Известно, что динамика развития ребенка зависит от выраженности нарушения; объёма нарушений (их локальности или тотальности, системности); механизма, причин нарушений психической деятельности.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (май–сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май-июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август–сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Следует отметить, что выбор методик зависит как и от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста развития, так и от этапа взаимодействия психолога с ребенком. Так, на первом этапе основной задачей является содействие эффективному включению ребенка в процесс учебно-воспитательной деятельности. Во время адаптационного периода применяются техники, помогающие установить контакт с ребенком, на занятиях создается комфортная психологическая атмосфера для стимуляции познавательного интереса ребенка. На этапе “знакомства” применяются также элементы арт-терапии и игротерапии, которые способствуют снижению психического напряжения и более эффективному процессу взаимодействия ребенка с психологом. После прохождения адаптационного периода определяется ведущее направление коррекционной работы: обучение навыкам самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия, развитие речи и т.д. На данном этапе начинается активная работа; основное внимание уделяется развитию познавательных психических процессов, подтягиванию “слабых” сторон ребенка, работе с его ресурсами. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.