Розипу Ольга Юрьевна, учитель трудового обучения по профилю "Швейное дело", ГКОУ СО "НСКОШИ № 15", Нижний Тагил
Традиционная организация трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как профессионально ориентированного с ранних возрастов, далеко не всегда достигает желаемой цели. Потребности, интересы, характер внутренних позиций учащихся, их субъективное отношение к жизни не всегда совпадает с реалиями "я люблю", "я могу". У выпускников 9-х кл. повышена тревожность, боязнь вступать во взрослую жизнь.
Поэтому перед нами стояли задачи:
- усовершенствовать условия обучения в мастерских на социально-бытовом уровне согласно требованиям современных технологий и подготовить детей к самостоятельной жизни и самостоятельному труду;
- обучить учащихся начальным профессиональным навыкам на базе учебных мастерских с учетом востребованности рынка труда в городе;
- отрегулировать до уровня автоматизма профессиональную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- усовершенствовать внешние связи с отделами трудового обучения головных предприятий города таких как НТМК, УВЗ, отделами ЖКХ.
Мы поставили перед собой цель: разработать, усовершенствовать и адаптировать новые психолого-педагогические технологии трудового обучения в нашем образовательном учреждении.
В процессе работы мы решали следующие задачи:
- формировать, развивать и корректировать высшие психические функции в области социально-трудовой деятельности;
- развивать и корректировать знания, умения и навыки самообслуживания и самообеспечения в быту;
- осуществлять содействие в становлении личности ученика в процессе самоопределения и выбора профессии.
Согласно целям и задачам была выделена этапность трудового обучения в виде последовательности завершенных циклов: (которая включает в себя 4 этапа):
- I Пропедевтический этап (нацелен на работу в начальных классах (1-4);
- II Ориентационный этап ( это 5-7кл.);
- III Этап обобщающий (8-9кл.);
- IV Этап индивидуальной социально-профессиональной инклюзии и профессионального самоопределения учащихся в УНПО города.
На основе подробного анализа были определены пути достижения качества ЗУН, пересмотрены и адаптированы структуры уроков профессионального обучения.
- Одну из важнейших задач коррекционной работы – усиление взаимосвязи речи на уроках ручного труда учитель осуществляет через использование инструкционных карт, в которых она применяет пункт пошагового условно-графического изображения.
- Разработаны и внедрены в учебную практику дополнительные формы, методы и приемы труда, которые применяют учителя слесарного и столярного дела для повышения интереса воспитанников к профессии. Для этого они широко используют различные приспособления, применяемые на производстве для механизации трудоемких работ.
- Учитель швейного дела, внедряет в практику на своих уроках обобщенные методы и приемы по развитию самоконтроля, начиная с 5-го класса. Нацеливает работу на развитие самостоятельность в труде и ответственность за выполненную работу.
- На уроках по штукатурно-малярному делу учитель выполняет с учащимися комплексные работы, где в новом для детей трудовом задании почти всегда есть элементы уже освоенного ими раньше материала. Задачи практического этапа обучения решаются на производственной практике на объектах школы-интерната, приближенных к производству, где выпускники осваивают умения и навыки выполняемых работ.
В результате проводимой работы у детей отмечается положительная динамика по психолого-педагогическим группам, следовательно, повышается уровень усвоения программного материала, совершенствуются умения и навыки учащихся.