Захарова Галина Аркадьевна, учитель, "Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", Михайловск
Игры для детей – это способ познания мира и своего места в нем. В процессе различных игр в образовательном пространстве приобретается первый жизненный опыт приобщения к культурным традициям в обществе. Введение в культуру ребенка, по разным причинам, выпадающим из нее – цель специального образования. Только развиваясь в поле культуры, ребенок с ОВЗ полноценно входит в образовательное пространство, то есть может получить полезные для него знания, умения и навыки, достичь жизненной компетенции, освоить формы социального поведения, принятые в семье и гражданском обществе.
В образовательном процессе я использую следующие правила социоигровой педагогики:
- Первое правило: снять блокирующую телесную несвободу. Находить любые способы, чтобы ребенок подвигался. Совмещать разговорный контекст и работу ног.
- Правило второе: управление коллективом через систему малых групп. В такой группе есть условия для позитивного сравнения себя с другими, для взаимообучения, поддержке друг друга.
- Правило третье: не следует видеть в игре только потеху, развлечение, отказывать ей в серьезности.
- Правило четвертое: быть активным. Активность должна заглушать страх ошибки.
Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых обыгрываются жизненные ситуации… Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве части урока (при работе с терминами);
- словарная разминка;
- дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, ребусы…
Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. Поэтому они часто применяются на уроках по социально-бытовой ориентировке.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребенка.
Принципы подбора:
- реальность сюжета;
- случаи из жизни;
- охват разных сфер жизни;
- доступность для понимания;
- постепенное повышение сложности сюжетов;
- направленность на закрепление и приобретение новых знаний и умений.
Из игровых методов обучения социально-бытовой ориентировке особо необходимо отметить метод моделирования реальных ситуаций, который является вариантом сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры могут применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
Применение этого методического приема на уроках позволяет решать ряд важных задач:
- расширение социального опыта;
- приобретение знаний о различных сферах жизни и быта людей;
- накопление практического опыта и его использование;
- развитие навыков культуры общения;
- формирование целенаправленной деятельности;
- подчинение нормам поведения;
- развитие спонтанной диалоговой речи;
- формирование привычки анализировать условия, находить верные решения.
Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов программы: "Семья", "Культура поведения", "Транспорт", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Торговля", "Учреждения и организации", "Экономика домашнего хозяйства", "Трудоустройство". По каждому разделу программы подбирается большое количество сюжетов. Моделирование реальных ситуаций позволяет закреплять и расширять знания учащихся о различных сферах жизни и быта людей. Например, о продовольственных и промтоварных магазинах, правилах покупки товаров в них, о различных видах городского транспорта, правилах поведения в транспорте, условиях покупки различных билетов ит.д., накапливать практический опыт их использования. Таким образом, можно сказать, что проведение урока в форме сюжетно-ролевой игры дает ребенку важные знания и навыки, которые пригодятся ему в будущей жизни.
Сюжетно-ролевая игра: "Я – врач", (уход за полостью рта и ушами); "Я у косметолога", вспоминаются правила ухода за кожей лица с помощью различных косметических средств для подростков. Игра "Парикмахерская" - деятельность, имеющая имитационный характер, моделирование профессиональной среды жизни человека. Подход к возможной в будущем профессией.
Игры "Поведение в музее, в библиотеке, кино, театре" учат правилам поведения и одновременно показывают важность значения профессии гардеробщика.
По теме "Жилище" и "Питание" раскрывается обязательное поддержание чистоты в доме, виды посуды, приспособления и оборудование для мытья посуды, подробно рассматривается подготовительный этап мытья посуды, очередность мытья и сам процесс мытья, заключительный этап при постоянном соблюдении гигиены приготовления пищи. Профессии – уборщик посуды, официантка сегодня на рынке труда востребованы.
В 7-ом классе изучаются виды стиральных машин, стирка на современной стиральной машине-автомате. Девочки всегда ответственно и с интересом наблюдают за настройкой машин к работе и сами просят воспроизвести информацию практически. Им хочется стирать самим и видеть продукцию своего труда. Заинтересованность может привести к овладению профессией работника прачечной в больницах, садиках, школах-интернатах, в Доме бытовых услуг.
"Железнодорожный транспорт" - сюжетно-ролевые игры "Обращение в справочное бюро", "Покупка билета", "Хранение багажа в ручной и автоматической камере хранения", "Найди в расписании свой поезд", "Посадка в вагон", "Разговор с проводником" помогут объяснить, что за профессия "проводник вагона".
"Питание" - "Прием гостей", "Магазин", "Готовим обед", "Составляем меню", игры могут быть самые различные. Они должны мотивировать детей на будущую жизнь.
"Средства связи " На почте – оправка бандеролей, посылок". "Экономика домашнего хозяйства" - хозяйка усадьбы.
Основной характеристикой общения является то, что через человек строит свои отношения с другими людьми. Для того, чтобы человек обратился к другому с определенной целью, необходимо наличие у первого побудительных мотивов, умения сформулировать обращение, просьбу или вопрос.
Выполнение роли требует подчинение определенным правилам, нормам поведения, которые служат эталоном для играющего. Наличие партнеров повышает необходимость соблюдения этих правил, следования теме игры. Таким образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным содержанием, обучающиеся приобретают навыки культуры общения в жизни, привычку следовать требованиям, нормам поведения в различных ситуациях и приобретают первый опыт приобщения к профессии.
Литература
- Гладкая В.В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Воронкова В.В., Казанкова С.А. Социально- бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида : пособие для учителя. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006г.
- Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005г.
- Хилько А.А. и др. Преподавание социально- бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия Учителю коррекционной школы).- СПб.: филиал издательства Просвещение, 2006.- 223с.