Латникова Наталия Александровна, учитель-логопед, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).
В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя-логопеда при взаимодействии с обучающимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
- общение со взрослыми и сверстниками;
- владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнёра по общению;
- умение слушать собеседника.
В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и логопедом. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. В процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п., а это означает, что будут развиваться и коммуникативные УУД.
На занятиях использую приёмы формирования коммуникативных УУД:
- даю учащимся время на обдумывание их ответов;
- обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
- не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);
- поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
- предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
- задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
- создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Использую разные виды коммуникативных действий:
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С точки зрения развивающего обучения, именно так и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребёнка, развитие всех сторон его личности и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы.
Соблюдение принципов обучения помогает созданию коммуникативных ситуаций, т.е. благоприятных условий для активного общения. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: работа в парах, групповые, индивидуально-групповые.
Построение процесса обучения в системе обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Список литературы и Интернет-источники:
- "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли", пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008 - 151 с.
- Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=9886