Технологическая карта урока по дополнительному образованию для учащихся 3 класса Тема "Русская матрешка" в технике аппликация

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Тема "Русская матрешка". Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса во внеурочной деятельности по теме "Русская матрешка", в технике аппликация.

Задачи:

  • познакомиться с понятиями: матрешка; аппликация; цветовой круг; основы композиции;
  • обучиться навыкам вырезания, приклеивания;
  •  самостоятельное усвоение новых знаний и умений;
  • развитие у детей визуального восприятия, фантазии, творчества, художественного вкуса;
  • формирование патриотических чувств, воспитание гордости за страну, получение знаний об истории России;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • самооценка соответствия собственной деятельности и результата.

Технологическая карта урока

Предмет

тема класс

Методы

Тип/вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Межпредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Дополнительное образование

"Русская матрешка" в технике аппликация

3 класс, программа "Азбука рукоделия"

Практический, наглядный, вербальный,  частично поисковый

Комбинированный (повторение, закрепление). Подведение учащихся к осознанию проблемной ситуации усвоения знаний и применение их на практике

Ценностное отношение к себе. Самоопределение, саморазвитие. Ценностная и морально-этическая ориентация.

Умение составлять план и последовательность действий. Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Самостоятельное определение и формирование познавательной цели. Умение строить речевые высказывания. Умение выбрать эффективный способ решение задач. Умение осуществлять рефлексию способов и условий действия

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними. Умение вести диалог при обсуждении проблемы

Понимание определений: "композиция", "цветовая грамотность", "техника выполнения "Аппликация из бумаги"

Работа в группах

Трафареты, инструкционные карты, ножницы, клей, цветная бумага, образцы, таблицы критериев оценки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Iэтап

Мотивация к деятельности (2 мин)

Цель: Проверка готовности учащихся, их настроя на работу.

Педагог приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к занятию, какие инструменты и материалы готовы к уроку.

"Начинаем мы  урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Потрудиться надо,

Результат - награда!"

 

Учащиеся приветствуют педагога. Подготовка к занятию, контроль готовности к уроку.

Личностные:

Формируем проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные:

Формируем навыки самоорганизации, способность регулировать свои действия.

Формируем включение в действие.

 

IIэтап

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию проблемы. Постановка задач занятия. Составление плана работы.

Предлагает выполнить задание.

"Отгадайте загадку, ответ на нее и будет темой сегодняшнего урока:

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (Матрешка)

После того, как дети выяснят тему занятия, педагог задает вопросы: «О чем вам хотелось бы узнать?», «Какие вопросы у вас появились?», «Хотели бы вы «нарядить» матрешку?»

 

Отвечают на вопросы (разгадывают загадку). Корректируют ответы одноклассников. Называют тему. Составляют план работы.

Личностные:  

Формируем учебно-

познавательный интерес к новому учебному материалу

Регулятивные:

Формируем умение

определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.  Формируем умение составлять план и

последовательность действий.

Познавательные:

Формируем умение анализировать, выделять и формулировать задачу

Коммуникативные:

Формируем умение владеть речью, выражать мысли

 

 IIIэтап

Совместное получение новых знаний (5 мин)

Цель: Выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответы на вопросы, подведение к самостоятельному выводу.

Предлагает детям разделиться на 2 группы.

Раздает инструкционные карты в каждую группу.

1) Матрешка - уменьшительная форма от имени Матрена - русская деревянная, расписная игрушка в женской народной одежде;

2) Раньше в России имя Матрена, Матрёша самым распространённым женским именем, в основе корня которого латинское слово «mater», означающее-мать;

Делятся на группы. Изучают инструкционные карты. Каждая группа делает доклад по теме "Русская матрешка"

Личностные:

Формируем ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Познавательные:

Формируем умение самостоятельно приобретать знания, извлекать необходимую информацию

Коммуникативные:

Формируем  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение слушать, участвовать в обсуждении,

Формируем умение работать в группах, учитывая мнение сверстников.

Предметные:

Формируем умение давать определение новым словам. Формируем умение усвоение  нового материала.

 

IVэтап

Приемы выполнения (5 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными  знаниями в практической деятельности. Контроль качества

Предлагает вспомнить технику выполнения работы, ответить на вопросы:

1) Что такое композиция?

2) Что такое цветовое решение?

3) Как использовать трафареты?

Дети вспоминают технику выполнения, используя знания цветовой грамотности и основы композиции.

Познавательные:

Формируем умение структурировать ранее полученные знания.

Коммуникативные:

Формируем навыки слушать партнера по общению, умение выражать свои мысли

Предметные:

Формируем умение давать определение понятиям.

 

Vэтап

Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону (15 мин)

Цель: изготовление изделия в группах, взаимодействие, помощь друг другу

Чтобы привлечь детей к работе, учитель показывает образец изделия, которое должно получиться в конечном результате. Предлагает работу в группах: нарядить матрешку в технике аппликация, задает вопрос: «Как справиться с заданием  быстро и качественно?»

Направляет, контролирует.

Учатся составлять план достижения цели и определяют модель выполнения (алгоритм). Дети обводят трафарет, вырезают нужные детали, приклеивают их. Работа в группах, сильный помогает слабому. Объединение усилий для достижения результата.

Самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном

Личностные:

Формируем установление значимости и связей ряда последовательных операций по изготовлению изделия

Регулятивные:

Формируем умение планировать и осуществлять свою деятельность, Формируем умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

Формируем умение выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Коммуникативные:

Формируем умение осуществлять сотрудничество, помогать друг другу.

Формируем умение работать в группах, учитывая позицию сверстников.

 

VIэтап

Рефлексия учебной деятельности (10 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей

Учитель задает вопрос: "О чем мы говорили на уроке?", "Что для вас показалось трудным?", "Кто и что вам помог справиться с задачей?", "Довольны ли вы своей работой на уроке?".  Учитель  предлагает устроить мини-выставку в кабинете из изготовленных работ, позже задает вопросы: "Кто хотел бы что-либо исправить в работах и что для этого надо делать?", "Кто доволен своей работой?"

Дает задание сотрудничества с другой учебной дисциплиной (на уроке информатики создать и раскрасить матрешку с помощью инструментов графического редактора)

Заканчивает урок

Фантазии полет и рук творенье,

Любовь к прекрасному живет века,

И совершенство формы. Нет сомненья:

Наш мир спасут талант и красота!

 

Спасибо за внимание и работу.

Отвечают на вопросы, организуют выставку из работ. Общее обсуждение работ с учетом позиций другого. Выявляют ошибки, объясняют их. Выделяют хорошую, качественную работу по таблице.

Соотносят цель и результат, степень их соответствия.

 

Личностные:

Формируем умения устанавливать  значение результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов;

Регулятивные:

Формируем умение определять успешность своего задания. Формируем умения выделять и осознавать то, что усвоено, оценивать качество и уровень выполнения. Формируем начальные навыки рефлексии

Познавательные:

Формируем навыки контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Формируем умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.

 

Таблица "Критерии оценки"

 

 

Критерии

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

Аккуратность

 

 

 

Техника выполнения

 

 

 

Цветовое решение

 

 

 

Композиция

 

 

 

 
  • 00001
  • 00002

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин