Воробьев Игорь Константинович, учитель-логопед, высшая категория, "Новоуралькая СКОШ № 59"
Задержка психического развития у детей возникает вследствие воздействия различных факторов: неблагоприятных условий микросоциальной среды, длительных соматических заболеваний и особенностей развития организма, адекватного формирования ведущей деятельности. Практика работы с такими детьми показывает, что большинство из них могут добиться хороших результатов в учебной деятельности, занять достойное место в обществе, однако необходимо создать для достижения этой цели необходимые условия. Центром помощи детям с задержкой психического развития в нашем городе является "Новоуральская СКОШ № 59", в которой созданы такие условия для успешного обучения, лечения, организации досуга этой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 1990 году, когда было открыто это коррекционное образовательное учреждение, его педагогический принял участие в Президентской программе «Дети – инвалиды» в соответствии с которой был получен пилотный компьютерный класс, состоящий из 7 учебных машин «286» модели, 2 из которых были оснащены программой «Видимая речь I». Компьютеры с программой «Видимая речь I» были установлены в логопедических кабинетах, из 5 учебных машин был скомплектован компьютерный класс, в котором стали проводиться занятия по информатике с учащимися 5-х - 9-х классов. В начале 90-х годов не существовало образовательных программ по информатике для коррекционных школ, поэтому первые программы для 5-9-х классов разрабатывали талантливые инженеры-программисты Юдина Елена Викторовна и Павлов Дмитрий Сабитович. С 1994 года разработкой рабочих программ по информатике и их реализацией начала заниматься Лютова Ольга Евгеньевна, учитель информатики «Новоуральской СКОШ № 59». Ольга Евгеньевна – прекрасный организатор и руководитель кабинета информатики начав работу на машинах «286» модели, она постепенно заменила их на машины «386» модели, затем на машины «Реntium». В настоящее время парк машин компьютерного класса составляют машины «Реntium IV». Ольга Евгеньевна не только хороший организатор, но и талантливый педагог. Она постоянно представляет свой опыт работы на Международных, Всероссийских научно-практических конференциях, является лауреатом Всероссийских педагогических чтений, организованных Институтом коррекционного образования РАО, победителем престижных конкурсов.
С программно-методическим комплексом «Видимая речь I» с первых дней его приобретения начали работать учителя-логопеды Воробьева Людмила Ивановна и Сардина Татьяна Генриховна. В последующие годы уже программу «Видимая речь II» стали использовать в работе молодые учителя-логопеды Корнилова Елена Рудольфовна и Черкашина Ирина Игоревна.
До 50% детей, поступающих в нашу школу, имеют нарушения звукопроизношения. Большинство этих нарушений обусловлено дизартриями различных форм и степени выраженности, остальные дети имеют диагноз «алалия», «ринолалия», «тугоухость». Работа поисправлению звукопроизношения у младших школьников, как правило, носит монотонный и длительный характер. К семи годам условно-рефлекторные связи, ответственные за произношение, уже сформировались, а установление новых связей происходит гораздо медленнее, чем в раннем или дошкольном возрасте.
И здесь на помощь педагогам и детям приходит компьютер. В течение многих лет учащимся оказывается логопедическая помощь с использованием компьютерных программ «Видимая Речь I» и «Видимая Речь II». Немногие школы в России имеют такой большой опыт применения компьютера в работе логопеда, и сейчас, обобщая результаты нашей работы, можно сделать некоторые выводы.
Компьютер, конечно, не основной инструмент профессиональной деятельности учителя-логопеда. Но это серьезный и объективный помощник. Прежде всего, он помогает в диагностике и отслеживании результатов нашей с ребенком совместной деятельности. Огромное преимущество «Видимой Речи» в том, что она позволяет «подстроить» компьютер под индивидуальные особенности речи каждого ученика, создавая одновременно необходимую базу данных. Она отражает в цифрах и графиках особенности голоса ребенка, темп и плавность речи, особенности звукопроизношения и то, как все эти показатели меняются от занятия к занятию. Обработка данных - большая и очень важная часть работы с «Видимой Речью», ведь компьютер позволяет оценить речь ребенка, опираясь на объективные данные.
Другая область применения «Видимой Речи» - это собственно коррекция произношения учеников. Работа с компьютером - только один из этапов логопедического занятия. Какие бы цели ни ставил перед собой логопед, структура занятия остается традиционной, и с «Видимой Речью» ребенок встречается 2 раза в неделю по 5-7 минут. Нельзя не сказать об одном очень рожном моменте - мотивации. Например, этап автоматизации изолированного звука, на обычном занятии довольно скучный момент, с компьютером превращается в интересную и желанную игру. Но и здесь педагог должен быть начеку, не позволяя ребенку просто играть (и наиграться). Учитель-логопед должен «встраивать» компьютер в систему занятий с ребенком, учитывая насущные цели работы и возможности ученика. На одно занятие берется, как правило, 2-3 модуля и на них отрабатывается тот речевой материал, который ребенок усвоил на занятии. Смена упражнений производится также в соответствии с поставленными на занятии целями. Компьютер следует использовать лишь там, где он действительно необходим, не злоупотребляя им на занятиях, иначе ребенок будет относиться к нему, как к игрушке. Навыки, отработанные с помощью «Видимой Речи», постепенно переводятся на самоконтроль, и к концу обучения опора на компьютер перестает быть необходимой.
«Видимая Речь» позволяет исправлять недостатки не только устной, но и письменной речи. Очень распространенное нарушение - неразличение звонких и глухих согласных - встречается при нарушениях физического и фонематического слуха и влияет на качество письма под диктовку. Компьютер позволяет детям увидеть разницу в произношении звонких и глухих звуков, и это помогает им уловить тактильно-вибрационные ощущения от включения и выключения голоса.
Только занятия с «Видимой Речью» позволили нам в полной мере осознать, насколько трудно детям с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития управлять своим голосом. Большинство наших учеников имеют сохранный физический слух, и. тем не менее, голосовые модуляции для них очень сложны. Компьютер помог детям усвоить такие понятия как «высокий голос», «низкий голос», «ударение», «плавное произнесение», «отрывистое произнесение», «повысить голос», « понизить голос». С опорой на зрительный анализатор работа над выразительностью речи стала значительно проще.
Наконец, нельзя не упомянуть довольно большую группу учащихся, в логопедическом диагнозе которых значится «логоневроз». Путей преодоления заикания много, и один из них - использование на занятиях «Видимой Речи».
Пока у ребенка не выработался навык самоконтроля над плавностью и выразительностью речи, ему помогает компьютер.
«Видимая Речь» используется нами при работе над следующими разделами логопедической коррекции:
- постановка звука;
- автоматизация согласных звуков изолированно, в слогах, словах и связной речи;
- дифференциация согласных и гласных звуков;
- работа над плавностью, выразительностью, скоростью речи;
- устранение отдельных недостатков письменной речи (дифференциация звонких и глухих согласных, отработка понятий «слог», «слово», «предложение»).
За счет включения программно – методического комплекса "Видимая речь" в практическую работу специалистам удается добиваться тех эффектов в обучении детей, которых невозможно или чрезвычайно сложно добиться при использовании традиционных средств обучения.
Сегодня 20 лет программно-методический комплекс "Видимая речь I" и "Видимая речь II" является незаменимым средством формирования и коррекции нарушений произношения в логопедических кабинетах Сардиной Татьяны Генриховны и Черкашиной Ирины Игоревны.
Литература
- Королевская Т. К. «Видимая Речь»: новая технология – новые отношения// Дефектология. 1996. № 2.
- 2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски// Дефектология. 1998. № 1.
- Королевская Т. К. Программа «Видимая Речь»-2 и её применение в обучении детей с нарушением слуха. – М.: ИнфоТех, 1998.
- Королевская Т. К., Кукушкина О. И. Программа «Видимая Речь» - 1 и её применение в обучении глухих. – М.: ИнфоТех, 1991.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы.//Дефектология. 1994. № 5.
- Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе// Дефектология. 1994. № 6.
- Кукушкина О. И. Использование информационных технологий в специальном образовании. М.: Вестник образования. 2003.