Сардина Татьяна Генриховна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, «Новоуральская СКОШ № 59»
Введение.
В настоящее время практика работы учителя - логопеда поднимается на качественно иной уровень. Изменяются условия труда учителя-логопеда, изменяются и повышаются критерии оценки качества его работы. Для отслеживания эффективности работы учителя-логопеда, а также для отслеживания качества коррекции речи учащихся в настоящее время необходимо проводить систему мониторинга.
Теоретическая часть.
Мониторинг - это процесс систематического или непрерывного сбора информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, оценки динамики развития или выработки стратегии деятельности. Наиболее близкий русский эквивалент слова "мониторинг" - отслеживание.
Виды мониторинга:
- информационный - сбор, накопление, систематизация и распространение информации;
- базовый - выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления;
- проблемный - выявление закономерностей, процессов, опасностей, которые известны и насущны с точки зрения управления процессом.
Цель проведения мониторинга учителем - логопедом: выявить состояние и уровень развития речи учащихся и отследить динамику ее развития.
Задачи:
- определить уровень речевого развития учащихся;
- выявить и оценить положительную и отрицательную динамику коррекции речи;
- выработать рекомендации по регулированию и коррекции факторов и условий, влияющих на качество коррекции речи;
- построить коррекционную работу в соответствии с наибольшей потребностью в коррекции речи у данного ученика или группы учащихся.
Методы, применяемые учителем-логопедом:
- тестирование,
- диагностирование,
- наблюдение.
Средства:
- тесты,
- контрольные работы.
Этапы реализации мониторинга:
- Создание рабочего проекта мониторинга;
- создание (выбор) инструментария;
- проведение исследования;
- обработка результатов;
- анализ результатов;
- использование результатов в деятельности.
Этапы проведения мониторинга:
- подготовительный:
- установка сроков проведения;
- разработка инструментария.
- практический:
- тестирование;
- сбор информации.
- аналитический:
- систематизация полученной информации;
- анализ полученных данных;
- разработка рекомендаций и предложений.
Качественные характеристики мониторинга:
- объективность (полученные данные должны отражать истинное положение дел);
- точность (погрешность измерений должна быть минимальной);
- полнота (отражение всех сторон изучаемой проблемы);
- достаточность (объем информации должен быть достаточным для принятия в дальнейшем решения);
- оптимальность (информация должна соответствовать уровню решения задач);
- оперативность (своевременность для коррекции ситуации, результатов);
- доступность (возможность и реальность получения нужной информации всеми участниками коррекционного процесса).
Ожидаемые результаты мониторинга:
- Получение достаточно полной информации о результатах коррекции речи учащихся с учетом положительной динамики;
- Получение полной картины о знаниях и умениях учащихся по проверяемым компонентам;
- Оперативная коррекция деятельности учителя-логопеда с целью формирования достаточного уровня речевого развития у данных учащихся, устранения пробелов в их развитии.
Практическая часть.
Начиная работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), поставила перед собой цель - разобраться с понятием мониторинга и научиться его осуществлять. Сразу возникла проблема с созданием инструментария. Современных методик обследования речи оказалось достаточно много. Наиболее известные из них:
- Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов (Т.А.Фотековой, Т.В. Ахутиной);
- Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А.Фотековой);
- Выявление симтоматики и психологических механизмов нарушений чтения и письма у младших школьников (А.Н.Корнева).
Менее известные, но тоже конкурентоспособные:
- Диагностика состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи (Е.Н.Российской);
- Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи (Г.А.Волковой).
Кроме того, в интернете, в разделе творческих учителей (1 сентября) появился инструментарий группы логопедов, разработавших удобную 5 бальную систему оценивания уровня речевого развития учащихся. (Критерии оценки уровня речевого развития обучающихся начальных школ. Багавова Светлана Егоровна, учитель-логопед; Князькова Татьяна Николаевна, учитель-логопед; Плоскина Оксана Владиславовна, учитель-логопед; Лысюк Светлана Николаевна, учитель-логопед; Телкова Светлана Николаевна, учитель-логопед - Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе | Школьная психологическая служба).
Интерес представляют все методики. Многое в них перекликается, но есть и различия. Мне стало интересно сравнить результаты проведенного обследования по различным методикам. Обследовав речь учащихся по разным методикам (Фотековой, Корневу и Российской), я получила идентичные результаты. Сравнив данные результаты с 5 бальной системой оценивания уровня речевого развития учащихся, я получила те же результаты.
Вывод: речь учащегося не зависит от методики ее обследования, она объективна. Поэтому, как мне кажется, не столь важно по какой методике проводится диагностика речи. Главное - какую цель преследует при этом учитель-логопед. Что он хочет выявить и отследить. Если сделать субъективный сравнительный анализ данных методик, то на мой взгляд -
- У Фотековой Т.А. замечательно подобраны и систематизированы задания, но сложная балловая система оценок, на подведение итогов уходит много времени.
- У Корнева интересные тесты, задания, широко раскрывающие особенности ребенка, даны конкретные примеры, но материал носит больше теоретический характер. Для практического использования необходимо выделять его из книги в систему таблиц, карточек. Инструментарий оценивания тоже требует достаточно большого количества времени.
- У Российской упор делается больше на готовность к формированию письменной речи, система подсчета баллов тоже достаточно сложная.
- У Волковой, наоборот, больший упор делается на диагностику устной речи.
Все методики сводят развитие речи школьника к следующим уровням:
- базовый,
- достаточный,
- минимальный,
- проблемный,
- значительно низкий.
В 70 - 80 годы ХХ века, логопеды делили уровень речевого развития на:
- высокий,
- средний,
- низкий.
В современных методиках добавлены еще два промежуточных уровня.
Таким образом, проанализировав различные методики, я выбрала для себя наиболее удобный и менее затратный способ обследования речи и отслеживания динамики ее развития - материалы Фотековой Т.А. я брала для диагностики, а балловую систему оценивания применила 5-бальную (группы логопедов из Интернета) - см. Приложение.
На основании этого, в течении 4 лет, я отслеживала динамику коррекции речи у учащихся с ТНР, отражая ее в таблицах и графиках. Если проводить данную работу регулярно, то времени на заполнение данных таблиц тратится не много. Диаграммы с помощью современной техники делать тоже не сложно - главное иметь нужные цифровые показатели. С помощью диаграмм можно показать:
- характер речевых нарушений у учащихся;
- состояние звукопроизношения в классе и его динамику;
- динамику коррекции всех сторон речи у отдельного ученика:
- за 4 года;
- с 1 по 4 класс.
- Результаты обследования могут быть оформлены в таблице:
- на ученика за 4 года ( в цифрах или цветовой гамме);
- на класс (за один год обучения или за 4 года обучения).
С помощью цветовой гаммы легче и быстрее можно увидеть положительные и отрицательные стороны коррекционной работы. Распределение речевых групп в классе хорошо видно на круговых диаграммах. Отслеживать динамику письменной речи легче, чем устной. По результатам проверки письменных работ можно заполнять таблицы, вычерчивать диаграммы.
Проводя проверку техники чтения, мы на каждого ребенка заводим диагностическую таблицу - отслеживание темпа чтения. Такую же таблицу можно завести по отслеживанию качества чтения - способа чтения. выразительности, пониманию текста. Удобней такие таблицы вести сразу на класс, тогда можно увидеть изменения у конкретного ребенка и у всего класса. Результаты можно показать в виде диаграмм. Так же можно отслеживать результаты письма. После проведения диктантов и проверочных работ можно заполнять сводную таблицу качества письма учащихся. Варианты таких таблиц смотри в приложении.
Заключение.
Проведение мониторинга дисциплинирует учителя-логопеда, мобилизует все его знания и способствует своевременному оказанию коррекционной помощи учащимся в нужном направлении. Кроме этого, в то время, когда меняются критерии оценивания труда педагогов, наличие качественного мониторинга может явиться показателем работы учителя-логопеда.
Литература
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие.- СПб.:"Детство-ПРЕСС",2008.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.- М.:ТЦ Сфера, 2006.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.-СПб.:ИД"МиМ", 1997.
- Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей.- М.:Айрис-пресс,2004.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников:метод.пособие.-М.:Айрис-пресс, 2007.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.- М.:Айрис-пресс, 2007.