Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ТНР

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59"

Нарушения формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В процессе усвоения чтения и письма это проявляется множеством специфических ошибок.

В настоящее время в специальной литературе представлено много различных методов и приемов по развитию и обогащению словаря. Практикующие логопеды делятся своими находками в сети Интернет. Предлагаю свой опыт работы по коррекции лексико-грамматического строя у учащихся с ТНР.

На протяжении всех лет обучения в начальной школе основными направлениями по развитию лексики являются: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Детям предлагаются задания (предложенные Лалаевой Р.И):

  • На развитие ассоциаций,
  • Классификацию предметов,
  • Нахождение лишних слов (среди существительных, глаголов), предметов,
  • Нахождение сходства, отличия среди предметов,
  • Подбор слов по аналогии,
  • При изучении лексической темы предлагалось подобрать слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Что делает? Какой?,
  • Отгадай предмет по названию его частей. (Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы -грузовик),
  • Игра "Закончи предложение" или "Подбери сравнение" (Земля покрыта снегом, как…),
  • Составление детьми загадок-описаний по определенному плану (используем схемы Ткаченко),
  • Подбор синонимов, антонимов к данным словам, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетаний, предложений,
  • Замена фразеологизмов синонимами,
  • Объясни смысл выражения. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле? (Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа?) и др.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в коррекционную работу включаются задания на словообразование и словоизменение. В процессе этой работы используем игровые приемы на образование однокоренных слов, использование предложно-падежных конструкций, формирование умений словообразования.

Работа по формированию умения подбирать однокоренные слова включает в себя следующие задания:

  • угадай слово по описанию;
  • образуй однокоренные слова, используя вопросы к разным частям речи: Кто? Что? Какой? Каков? Как? Что делает? Что сделал? Что делающий?;
  • поставь ударение в образованных родственных словах;
  • назови лишнее слово из ряда однокоренных слов;
  • разгадай кроссворд, содержащий всё гнездо однокоренных слов;
  • вспомни и назови все образованные родственные слова.

Результатами работы над однокоренными словами является умение узнавать однокоренные слова, понимать, чем похожи и чем различаются слова и их корни, умение подбирать родственные слова, усвоение принципа единообразия в написании корня слова.

Работа по использованию предложно-падежных конструкций начинается в первом классе на речевом материале автоматизируемых звуков с использованием настольно-печатных игр: "Логопедическое лото", "Логопедическое домино", "Логопедическме бусы", "Парные картинки", "День-ночь", "Чего не стало", "Словоизменяйка"- (изменяем слова по падежам русского языка), "Матрешкины покупки", "Заботливая Аня", "Почтальон" и.т.д.

Коррекционная работа по развитию словообразования осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей представления о морфологических элементах слова. 
В процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала. Навыки словообразования закрепляются игровыми приёмами, которые широко представлены в специальной литературе.

При коррекции лексико-грамматических нарушений речи также используем компьютерную программы "Учимся говорить правильно", "Игры для Тигры" и логопедический тренажер "Дельфа-142.1".

Компьютерные программы позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.

В результате планомерного внедрения предложенной системы уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения и последовательно излагать свои мысли. Дети успешно усваивают учебный материал, что впоследствии способствует их благополучной социализации.

Литература

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, "Издательство АРГО", 1996.
  2. Лалаева Р. И., Серебрякова В. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С-Пб.: Союз, 1999
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., "Владос", 1998
  4. Мазаева Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., "Гном", 2010
  5. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М., "Сфера", 2009
  • picture-01
  • picture-02
  • picture-03
  • picture-04
  • picture-05
  • picture-06

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин