Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед "Новоуральская СКОШ № 59"
Нарушения формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с ТНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. В процессе усвоения чтения и письма это проявляется множеством специфических ошибок.
В настоящее время в специальной литературе представлено много различных методов и приемов по развитию и обогащению словаря. Практикующие логопеды делятся своими находками в сети Интернет. Предлагаю свой опыт работы по коррекции лексико-грамматического строя у учащихся с ТНР.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе основными направлениями по развитию лексики являются: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Детям предлагаются задания (предложенные Лалаевой Р.И):
- На развитие ассоциаций,
- Классификацию предметов,
- Нахождение лишних слов (среди существительных, глаголов), предметов,
- Нахождение сходства, отличия среди предметов,
- Подбор слов по аналогии,
- При изучении лексической темы предлагалось подобрать слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Что делает? Какой?,
- Отгадай предмет по названию его частей. (Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы -грузовик),
- Игра "Закончи предложение" или "Подбери сравнение" (Земля покрыта снегом, как…),
- Составление детьми загадок-описаний по определенному плану (используем схемы Ткаченко),
- Подбор синонимов, антонимов к данным словам, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетаний, предложений,
- Замена фразеологизмов синонимами,
- Объясни смысл выражения. Когда так говорят? Где слова употребляются в прямом, а где в переносном смысле? (Шляпа на голове. / Эх, ты, шляпа?) и др.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, в коррекционную работу включаются задания на словообразование и словоизменение. В процессе этой работы используем игровые приемы на образование однокоренных слов, использование предложно-падежных конструкций, формирование умений словообразования.
Работа по формированию умения подбирать однокоренные слова включает в себя следующие задания:
- угадай слово по описанию;
- образуй однокоренные слова, используя вопросы к разным частям речи: Кто? Что? Какой? Каков? Как? Что делает? Что сделал? Что делающий?;
- поставь ударение в образованных родственных словах;
- назови лишнее слово из ряда однокоренных слов;
- разгадай кроссворд, содержащий всё гнездо однокоренных слов;
- вспомни и назови все образованные родственные слова.
Результатами работы над однокоренными словами является умение узнавать однокоренные слова, понимать, чем похожи и чем различаются слова и их корни, умение подбирать родственные слова, усвоение принципа единообразия в написании корня слова.
Работа по использованию предложно-падежных конструкций начинается в первом классе на речевом материале автоматизируемых звуков с использованием настольно-печатных игр: "Логопедическое лото", "Логопедическое домино", "Логопедическме бусы", "Парные картинки", "День-ночь", "Чего не стало", "Словоизменяйка"- (изменяем слова по падежам русского языка), "Матрешкины покупки", "Заботливая Аня", "Почтальон" и.т.д.
Коррекционная работа по развитию словообразования осуществляется с учетом закономерностей нормального речевого развития. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей представления о морфологических элементах слова.
В процессе работы происходит постепенное усложнение заданий и речевого материала. Навыки словообразования закрепляются игровыми приёмами, которые широко представлены в специальной литературе.
При коррекции лексико-грамматических нарушений речи также используем компьютерную программы "Учимся говорить правильно", "Игры для Тигры" и логопедический тренажер "Дельфа-142.1".
Компьютерные программы позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал, работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ученика.
В результате планомерного внедрения предложенной системы уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения и последовательно излагать свои мысли. Дети успешно усваивают учебный материал, что впоследствии способствует их благополучной социализации.
Литература
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, "Издательство АРГО", 1996.
- Лалаева Р. И., Серебрякова В. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С-Пб.: Союз, 1999
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., "Владос", 1998
- Мазаева Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., "Гном", 2010
- Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М., "Сфера", 2009