Бызова Ирина Владимировна, учитель-логопед, ГКОУ СО "НСКОШИ №16"
Письмо в норме представляет собой сложную форму речевой деятельности: речеслуховой, речедвигательной, зрительной и общедвигательной. Расстройство речевой деятельности приводит к нарушению письменной речи, с чем я и столкнулась в своей работе.
Мною было проведено обследование и выявлено наличие оптической дисграфии у школьников. Симптоматика дисграфии у учащихся характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. Дисграфия у школьников с нарушением интеллекта проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.
При оптической дисграфии у учащихся наблюдались нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптикопространственного анализа и несформированность оптических образов букв. В коррекции оптической дисграфии мною были поставлены следующие задачи:
- Развитие у детей зрительного восприятия и узнавание предметов.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Формирование пространственного восприятия и представлений.
- Для решения этих задач мною была проведена работа по коррекции оптической дисграфии поэтапно:
- Поготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
На занятиях для лучшего усвоения образа букв ребенку предлагаются следующие задания: ощупать, вырезать, вылепить из пластилина, обвести по контуру, написать в воздухе, определить сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И.Лалаева).
Задания на коррекцию дисграфии:
- из элементов (деталей) букв, собери буквы а, о. Назови слова на каждую букву.
- рассмотри схемы слов. Подставь на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы ( по одной), а на второе место - сначала букву "а", а потом "о". Прочитай полученные слова. Запиши их. С какими буквами получились два слова? С какими одно?
- назови только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка-пачка, дочка-дачка, точка-тачка, кочка-качка, вол-вал, дол-дал). Сравни слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа (В.А.Ковшиков) Задание на развитие логического мышления и зрительного восприятия (составление предложений):
- посмотрите, в таблице скрылась фраза.
Что это за фраза? Отгадать загадку вам поможет этот ключ:
Ответ: Хорошая книга - лучший друг. Запишите пословицу.
- Дифференциация букв на уровне текста. Вставьте буквы о-а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о-а и подчеркните их.
- Дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях (дифференциация букв на уровне предложения). Вставь буквы в текст чистоговорки и прочитать ее. Записать текст в тетрадь и обвести "хвостики" букв б-д.
- Работа по грамматическому оформлению предложений. Прочитайте предложения и закончите их при помощи картинок. Назовите букву занятия в названии каждой картинки.
- Работа на уровне текста. Вставьте буквы б-д в слова текста и прочитайте. Что получилось? Почему это текст? Назовите признаки текста?
- Работа с деформированным предложением. Ребята помогите распутать предложения.
Таким образом при систематическом проведении коррекционных занятий у учащихся с ОВЗ появилась значительная динамика. У отдельных учеников дисграфия была исправлена, а у основной части детей дисграфия стала проявляться реже.
Список литературы
- Волкова Л.С. логопедия 2007г. М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДО, 2007
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии М: Изд-во ГНОМ и Д. 2008.