Кухоренко Наталья Анатольевна, руководитель психолого-медико-педагогического консилиума ГКОУ СО "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 16"
В настоящее время количество детей с расстройствами аутистического спектра увеличивается. Согласно современным зарубежным данным, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма. Многие авторы отмечают, что синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта и может сочетаться с выраженной умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей детей, имеющих данное сочетанное нарушение, необходимо правильно подобрать психодиагностический инструментарий, так как общение с детьми затруднено.
Наиболее целесообразным в данном случае представляется использование следующих методов: метод изучения документальных источников, наблюдение, беседа, метод анализа продуктов деятельности человека.
На основании данных, полученных при применении названных методов, можно составить психолого-педагогическую характеристику.
Для составления более полной и объективной характеристики необходимо:
- Изучить медицинскую и другую, имеющуюся на ребенка документацию (характеристики из ДОУ, дневники наблюдений из ДОУ и др.);
- Посетить семью ребенка, познакомиться с составом семьи, взаимоотношениями между членами семьи, материальными условиями жизни, интересами и занятиями семьи;
- Определить цели, параметры наблюдения, способы фиксации результатов наблюдения, создать условия для проведения наблюдения;
- Изучить и проанализировать практические работы ребенка;
- Результаты психолого-педагогического изучения ребенка фиксировать объективно и беспристрастно;
- Описывать индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности, личности, общения ученика, определяющие результативность его деятельности;
- Привлечь к подготовке материалов для составления характеристики других специалистов, контактирующих с ребенком.
В процессе педагогической практики была выработана данная схема психолого-педагогической характеристики.
Схема психолого-педагогической характеристики умственно отсталого ребенка школьного возраста с РАС:
- Ф.И.О. ребенка;
- Число, месяц и год рождения;
- ОУ, в котором учится ребенок (с указанием типа);
- Класс (с указанием типа класса) и формы обучения;
- Образовательная программа;
- Как долго ребенок посещает данное учреждение, в том числе и у последнего учителя (указать особенности адаптации);
- Отражение особенностей поведения и социального взаимодействия (в том числе контактирует ли с взрослыми, детьми, с родителями, способ общения с учителем – опосредованный или непосредственный);
- Особенности индивидуального развития:
- Особенности двигательной сферы: общей моторики и их проявление в учебной и внеучебной деятельности;
- тонкой моторики и их проявление в учебной и внеучебной деятельности;
- Особенности познавательной деятельности:внимания, восприятия, мышления, памяти, речи и их проявление в учебной и внеучебной деятельности;
- Особенности эмоционально-волевой сферы и их проявление в учебной и внеучебной деятельности;
- Личностные особенности и их проявление в поведении ребенка, в том числе мотивация к деятельности: учебной, внеучебной;
- Социально-бытовых навыков;
- Актуальный уровень усвоения знаний ребенком;
- Особенности внутрисемейных взаимоотношений между ребенком и членами его семьи и их влияние на развитие и обучение ребенка;
- Дата;
- Подпись.
Таким образом, схема психолого-педагогической характеристики ребенка школьного возраста с расстройством аутистического спектра включает в себя в пунктах 1-6 заголовок, анкетные данные ребенка с указанием названия учреждения, даты поступления, количества лет, которые ребенок обучался в данном учреждении, тип учреждения, тип класса, вид обучения, переводы. В пункте 7, описывая особенности поведения, необходимо отразить проявления аутистические черты: трудности усвоения режима, стереотипы поведения, проявляющиеся в "собственном режиме", связь с невротическими и психопатоподобными явлениями, патологические привычки, а также указать способ общения учителя с учеником: непосредственный или опосредованный (посредством зеркала, через посредника, посредством персонального компьютера или других технических средств).
Говоря об особенностях социального взаимодействия, нужно описать реакцию на другого человека (непереносимость или "сверхобщительность"), механическое заражение действиями другого человека, наличие или отсутствие желания вступить в контакт, описать контакты с детьми (игнорирование активное или пассивное, стремление к физическому общению, обследование как неодушевленный предмет, страх детей).
В пункте 8 необходимо отразить особенности индивидуального развития ребенка на начало и конец описываемого периода.
Отражая особенности двигательной сферы, нужно описать моторный облик, указав наличие или отсутствие моторной недостаточности (заторможенности или расторможенности, угловатости, марионеточности, грациозности и плавности движений). Можно описать особенности бега (импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застыванием, бег с расставленными руками, на цыпочках), походки ("деревянность", порывистость), двигательные стереотипии, отсутствие указательных жестов, затруднения в имитации движений, сопротивления в принятии помощи, особенности мимики. Важно описать нарушения координации движений, особенности выполнения тонких дифференцированных движений рук и пальцев.
Характеризуя особенности познавательной сферы необходимо подробно описать, если это возможно, качества внимания (объем, распределение, устойчивость с учетом пресыщаемости, переключаемость, концентрацию); особенности (темп, дифференцированность, активность, целенаправленность) восприятия; овладение общими понятиями и мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование); умение устанавливать причинно-следственные связи; ведущий тип памяти, способность использовать вспомогательные приемы для запоминания;особенности речи (импрессивной: понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова, выполнение инструкций в контексте и вне контекста ситуации, понимание названия предметов, действий, качеств предметов; экспрессивной: наличие вокализаций, внегортанных звукообразований, способности подражать, способ выражения желаний, наличие собственных высказываний, произносительная сторона речи, лексика, грамматическая структура речи).
Описывая особенности эмоционально-волевой сферы, необходимо отразить выносливость при общении с миром, наличие страхов, "феномена тождества", отметить состояние чувства самосохранения, самоагрессию, признаки аутистической отгороженности, гиперчувствительность, волеизъявления и их направленность, признаки избирательности в контактах.
Характеризуя личностные особенности, следует указать наличие одаренности, описать наличие или отсутствие инициативы в разных видах деятельности, самостоятельность с указанием ее степени, особенности мотивации деятельности.
При описании состояния социально-бытовых навыков можно указать, как ребенок овладел навыками личной гигиены. Можно перечислить такие социально-бытовые навыки, как накрывание на стол и уборка стола после приема пищи, подготовка учебных вещей к занятиям, правильное размещение одежды и обуви после использования и другие.
Актуальный уровень усвоения знаний отражается, исходя из программы, по которой обучался ребенок. Необходимо отразить достижения ребенка за описываемый период, положительную и отрицательную динамику, трудности в овладении учебным материалом.
Очень важно объективно оценить и подробно описать особенности отношений между ребенком и взрослыми членами семьи (адекватное или неадекватное – гиперопека, игнорирование, гипоопека), и определить их влияние на его развитие (пункт 9), а также, в случае рождения младшего ребенка в семье указать наличие или отсутствие агрессивной реакции.
Завершает характеристику указание даты ее составления, подпись составителя. В случае предъявления ее в государственное учреждение, характеристика заверяется печатью и подписью руководителя образовательного учреждения.
Характеристика, составленная по данной схеме, может быть использована для составления коррекционных программ для развития, обучения и воспитания ребенка.
Список литературы
- Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика / О.В. Алмазова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2007. – 227 с.
- Башина В.М. Ранний детский аутизм / В.М. Башина // Альманах "Исцеление". М.: 1993г. – с. 154-165
- Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К.Гилберг, Т.Питерс. – СПб: ИСПиП, 1998 г.- 148 с.
- Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
- Морозов С.А. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации. Приложение 7 к Специальному докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2006.- С.104-0109