Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Флягина Наталья Сергеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО Сухоложская специальная коррекционная общеобразовательная школа, Сухой Лог

Сложная структура речевых нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной логопедической работы с опорой на сохранные виды восприятия. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Оптимальному решению данной задачи способствуют специализированные компьютерные технологии.

Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, обучающиеся стремятся к достижению положительных результатов, подчиняют свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у обучающихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Память компьютера позволяет мне весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать, когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Часто у детей с дисграфией формируется страх письма. Выполнение заданий с использованием компьютера частично снимает эту проблему, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Здесь ко мне на помощь приходит текстовый редактор. Работа в текстовом редакторе Word предполагает поиск нужной клавиши, что сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука, поэтому работа сначала затягивается во времени, но постепенно ребенок учится работать быстрее. Движение пальцев по клавишам способствует развитию мелкой моторики рук ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Для повышения эффективности занятий я использую двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Поэтому демонстрационные презентации являются основой занятия.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.

Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у обучающихся положительный эмоциональный настрой и интерес к занятиям.

На своих занятиях я, не только использую уже готовые образовательные ресурсы, но и создаю новые отбирая только те, которые отвечают основным содержательно-методическим (степень соответствия современным направлениям модернизации образования, соответствие возрастным и психологическим особенностям обучающихся) и дизайн-эргономическим требованиям (адекватность технологических решений и форм представления материала (аудио, видео, анимация, графика); качество воспроизведения; степень адаптации к образовательному процессу).

Таким образом, применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
  • 00004

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин