Качурина Ольга Ивановна, педагог-психолог, первая квалификационная категория, МБОУ "СОШ №58 с углубленным изучением отдельных предметов", Новоуральск
В настоящее время, практически каждая семья, имеющая детей испытывает ту или иную степень неблагополучия: в одних семьях – это проблемы, связанные со здоровьем детей или кого – либо из членов семьи. В других – нарушенное взаимопонимание между супругами. В третьих – экономическая нестабильность семьи; в четвертых – родительская и педагогическая некомпетентность; в пятых – нарушение юридического статуса.
Зачем школе работа с родителями?
Всем, имеющим отношение к методике воспитания известно: семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно - воспитательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей столь значительна в педагогической деятельности.
В современной школе меняется многое: структура ее и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и к внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит более демократичные отношения в "педагогическом треугольнике": учитель-ученик-родитель. Ушли в прошлое командно - административные способы регулирования этих взаимоотношений.
Перестали быть эффективными некоторые формы работы с родителями: традиционные родительские собрания - монологи классного руководителя, педагогические лектории, вызовы родителей в школу, сообщения по месту работы о хорошем (либо плохом) их отношении к воспитанию собственных детей, посещение семей учащихся.
Для чего школе, классному руководителю работа с родителями?
- для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания в школе и дома оптимальных условий для развития и самоактуализации личности ребенка, выработка единых принципов воспитания;
- для правильного определения (с учетом конкретной социально- педагогической и психологической ситуации развития ребенка) цели и задачи воспитания, возможностей их реализации;
- для наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально - чувствительного - со стороны родителей, и общественно- гражданского, трудового, интеллектуально- познавательного, нравственного - со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно- воспитательный процесс в школе, и дома;
- для выработки общей методики, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки этих воздействий в различных жизненных ситуациях;
- для установления эмоционально - положительных взаимоотношений классного руководителя и родителей.
Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, психолога заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние. В связи с этим было проведено исследование, целью которого явилось создание условий для осознания родителями своего отношения к себе и семейным отношениям (которые влияют на воспитание ребенка). Исследование было направлено на решение следующих задач:
- апробировать методики, направленные на изучение семейных отношений;
- изучить родительские позиции, выявленные методиками;
- определить направление и формы дальнейшей работы с родителями, оказание помощи классным руководителям в работе с семьей, ребенком.
В исследовании приняли участие родители "Школы развития" и родители первоклассников.
Изучение детско-родительских отношений выявило:
- у 44% родителей отчетливо просматривается авторитаризм, требующий безоговорочного послушания и дисциплины, навязывание ребенку своей воли и неумение встать на точку зрения ребенка;
- 20% родителей, напротив, практически не контролируют ребенка;
- 20% родителей считают своего ребенка маленьким, беззащитным и ничего не знающим.
В то же время было установлено, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний, а 30% считают их недопустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что телесные и иные, унижающие ребенка наказания, неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Они считают более правильным разъяснительную работу с детьми на основе проявления взаимного уважения. А вот дети следующим образом оценили семейные отношения:
- ребенку хорошо дома- 43%;
- ребенок ощущает обстановку дома как враждебную себе-15%;
- ребенка волнуют конфликты, происходящие дома-2%;
- ребенку уделяют мало внимания-18%;
- ребенок тревожен-23%.
От школы родители бы хотели бы получить:
- максимально полную информацию о ребенке;
- педагогические советы по общению с ним, психологическую индивидуальную консультацию;
- рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома, какую литературу о воспитании детей прочитать;
- возможность большего общения с родителями других детей.
Мнение родителей о главных целях семейного воспитания выглядят следующим образом:
- воспитывать самостоятельность -17%;
- доброту, ответственность -16%;
- умение понимать других -15%;
- порядочность -13%;
- умение любить родителей - 8%;
- смелость, честность, аккуратность - 8%;
- предприимчивость - 4%;
- вырастить здоровым -13%.
Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.
Разработаны родительские собрания:
- "Учет возрастных особенностей младших школьников в их воспитании";
- "Родители - главные воспитатели";
- "Семейное хозяйство и дети";
- "Жизнь ребенка и его успехи в школе",
- "Конфликты без конфликтов";
- "Психические процессы в жизни людей".
Конспекты писались с учетом проведения их не только психологом, но и педагогами, с использованием различных технических средств.