Тимофеева Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог ТОПМПК, ГКОУ СО "Сухоложская СКОШ", Сухой Лог
С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Это становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Практика показывает, что формирование УУД у обучающихся с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР) требуют особого подхода через психолого-педагогическое сопровождение. Для этих детей характерны следующие особенности: у всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии их мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с ЗПР присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. В случае необходимости среда и рабочее место ребёнка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием для таких детей мы считаем систематическую специальную психолого-педагогическую поддержку – создание адекватных условий для реализаций особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. В школе разработана программа по формированию универсальных учебных действий, реализуемая на уроках и индивидуальных занятиях со специалистами.
Приоритетными целями таких занятий в технологии деятельностного метода являются: тренировка природных задатков детей с ограниченными возможностями здоровья к выполнению в игровой ситуации всех видов деятельности, тренировка мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сериации, абстрагирования, конкретизации, классификации; развитие внимания, памяти, речи; развитие коммуникативных способностей, инициативности, творческих способностей и навыков самоконтроля. Содержание занятий обеспечивает целостное восприятие ребенком окружающего мира и создает базу для построения содержания начального образования.
Педагогическому сообществу предлагается рабочая программа учителя- дефектолога сопровождения обучающихся 1-2 классов, разработанная и апробированная в Сухоложской СКОШ. Сформированность предпосылок к учебной деятельности предполагает использование специальных методик, используемых для наблюдения за своевременным формированием познавательной сферы и получения обратной связи о ходе и результатах педагогической деятельности. Такие методики предлагаются в программе. Система мониторинга разработана в индивидуальной карте учёта динамики развития ребёнка, информация имеется на сайте нашей школы.
Рабочая программа учителя-дефектолога по формированию познавательных логических действий
- Актуальность программы. Формирование универсальных учебных (в частности, познавательных логических) действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями зависит от сформированности у них общеучебных интеллектуальных умений, т.е. готовности и способности выполнять действия в соответствии с условиями, в которых они осуществляются. Эти умения имеют межпредметный характер, они предопределяют успешность учебной деятельности вне зависимости от её конкретного вида. Общеучебные интеллектуальные умения – это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых различных учебных предметов, но в отличии от предметных умений имеют широкий диапазон применения.
- Цель программы: системное воздействие на учебно-познавательную деятельность детей в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; формирование у обучающихся информационно – ориентировочных, операционно – исполнительских, контрольно – коррекционных умений для успешного усвоения учебного материала.
-
Задачи:
- учить детей ориентироваться в предъявленных учебных заданиях, планировать соответствующие действия и искать способы выполнения задания;
- развивать мыслительные операции классификации и обобщения, анализа и синтеза для формирования абстрактно – логического мышления, формирования понятийного аппарата;
- развивать различные виды восприятия, памяти, параметры внимания;
- формировать умение объективно оценивать свою работу (всё ли выполнено, верно ли выполнено) и при необходимости её корректировать.
- Участники: обучающиеся 1,2 классов ССКОШ.
- Тематический план занятий.
Тема |
Содержание |
Колич. заня-тий |
Формы работы, методическое обеспечение |
1. Диагностика обучения, информационно – ориентировочных, операционно – исполнительских, контрольных умений |
Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания. |
5
|
Обследование по диагностическ. методикам: м. Пьерона – Рузера, «Корректурная проба», м. Гуткиной «Домик», графические упражнения, м. «Рисование по точкам» Диагностические методики «Идентификация», «Классификация предметов», «Исключение лишнего», |
2. Диагностика и развитие слухового восприятия. |
Выявление уровня сформированности слухового восприятия; различение звуков окружающей среды, различение речевых и неречевых звуков, подражание им. Обучение наблюдению, слушанию, чтению. |
2
|
Обследование и обучение по диагностическим методикам. («Заучивание 10 слов», тест Гильбуха на определение фонематического слуха, Упражнения на различение звуков и подражание им, классификация по Ефремову. «Вербальные аналогии», шумовые игрушки, музыкальные инструменты, аудиозаписи |
3 . Диагностика и развитие зрительного восприятия |
Выявление уровня сформированности зрительного восприятия. Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. |
4
|
Обследование и обучение по диагностическим методикам. Игры и упражнения на выявления общих и отличительных признаков, на создание целостного образа фигур. «Наложенные фигуры», «Недорисованные картинки», «Корректурные пробы» «Мозаика» |
4. Развитие зрительного восприятия |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза. |
4
|
Обследование предметов, состоящих из 2 - 4 деталей по инструкции педагога и зрительному плану. М. Равена (серии А,В) Упражнения на анализ и синтез печатных и письменных букв, фигур, предметов. Выделение общих элементов, конструирование букв, фигур по образцу и словесной инструкции. |
5 . Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти через определение изменений в предъявленном ряду. |
4
|
Упражнения на нахождение «лишнего» или «исчезнувшего» предмета в ряду (игрушки, картинки, цифры, числа, буквы, слова). М. Рыбакова. Упражнения «что изменилось?», кубики Кооса, счётные палочки |
6. Восприятие формы, величины, цвета |
Выделение признаков формы, величины. Сопоставление размеров двух предметов, контрастных или одинаковых по высоте, длине, ширине, толщине, форме, цвету. |
2
|
Выделение признаков, сравнение изображений, предметам по выделенным признакам, м. Рыбакова, классификация геометрических фигур Упражнения на сравнение, выделение общих элементов. |
7. Развитие операций классификации и обобщения. |
Классификация и обобщение предметов или их изображений |
4
|
Классификация предметов Упражнения на сравнение, обобщение, классификацию |
8. Развитие элементов логического мышления. |
Овладение действиями наглядного моделирования понятийных отношений, действиями классификации разнородного материала |
4
|
Классификация предметов, графическое отображение отношений между понятиями, сравнение по объёму и содержанию. Использование существенных признаков, кубики Кооса, «простые аналогии», «сложные аналогии», «исключение предметов», «Матрицы Равена», игра «Шифровальщики», «Найди отличия» |
10. Диагностика сформированности информацион но – ориентировоч ных, операционно – исполнитель ских, контрольных умений. |
Выявление сформированности восприятия учебного материала, ориентировании в задании, уровня классификации, обобщения, объёма и устойчивости внимания Выявление на данном этапе сформированности знаний, умений, навыков в соответствии с программными требованиями |
4
|
Анализ рабочих и контрольных тетрадей, беседы, тесты. |