Планирование коррекционно-образовательной деятельности педагога с аутичным ребёнком в рамках индивидуального обучения на дому в адаптационный период

Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, СКОШ № 34, Екатеринбург

В последнее время в нашу школу всё больше стало поступать детей имеющих, кроме умственной отсталости, нарушения аутистического спектра. Для того чтобы создать условия соответствующие возможностям ребёнка, составлено планирование работы с учащимся на адаптационный период.

Цель работы: сформировать у обучающегося навыки учебного поведения.

Задачи:

  1. Установить контакт с ребёнком.
  2. Определить уровень развития ребёнка.
  3. Создать такие условия для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям обучаемого.
  4. Формировать положительное отношение к систематической совместной со взрослым деятельности.

Планируемый результат: приобретение ребёнком навыков учебного поведения.

В качестве критериев приобретаемого навыка выделено следующее:

  • выполнение ребенком требования педагога сидеть на стуле в учебной зоне в ситуации учебного занятия;
  • фиксирование взгляда на лице педагога по инструкции «посмотри на меня», либо на предлагаемом задании;
  • выполнение ребенком простых инструкций;
  • выполнение действий по подражанию.

Работа делится на 4 этапа:

  1. Установление контакта с ребенком. Беседы с родителями ребёнка. Изучение медицинской и других видов документации.
  2. Определение уровня развития ребёнка. Выявление зоны актуального развития и обозначение зоны ближайшего развития. Для этого необходимо: выявить какие навыки и умения уже имеются у ребенка; определить состояние высших психических функций; определить предметы и виды деятельности, которые привлекают ребенка; выявить проблемы поведения (агрессия, крик и др.); способы общения с окружающими; определить какие виды поощрения наиболее приемлемы для ребенка.
  3. Создание условий для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям ребёнка: переставить мебель в комнате, таким образом, чтобы во время занятий с педагогом у ребенка не было возможности встать и уйти; подобрать задания, доступные для выполнения.
  4. Формирование положительного отношения к систематической совместной со взрослым деятельности: использовать эмоционально-личностную форму общения; занятия с ребенком проводить в строго определенное время, в учебной зоне комнаты; использовать те предметы (игрушки, учебные пособия), которые интересны ребёнку.

Методы работы:

  1. Поощрение желаемого поведения с помощью подкрепляющих стимулов.
  2. Пресекание социально-неприемлемых видов поведения.

Условия реализации работы:

  1. Основные занятия с ребенком проводит учитель индивидуально на дому.
  2. Коррекционно-развивающие занятия проводит педагог-психолог (позже подключается и учитель-логопед) в школе, сначала индивидуально с ребенком, а затем с включением ребенка в групповые занятия.
  3. Родители имеют возможность получать консультации специалистов ПМПК.
  4. Период реализации работы: в течение 1 учебной четверти, по результатам составляется индивидуальная коррекционно-образовательная программа.

В период адаптации проводится психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей учащегося специалистами ПМПк школы для ознакомления родителей с особенностями психического и личностного развития, а так же обучения их приёмам продуктивного взаимодействия с ребенком.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин