Стенина Елена Николаевна, педагог-психолог, СКОШ № 34, Екатеринбург
В последнее время в нашу школу всё больше стало поступать детей имеющих, кроме умственной отсталости, нарушения аутистического спектра. Для того чтобы создать условия соответствующие возможностям ребёнка, составлено планирование работы с учащимся на адаптационный период.
Цель работы: сформировать у обучающегося навыки учебного поведения.
Задачи:
- Установить контакт с ребёнком.
- Определить уровень развития ребёнка.
- Создать такие условия для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям обучаемого.
- Формировать положительное отношение к систематической совместной со взрослым деятельности.
Планируемый результат: приобретение ребёнком навыков учебного поведения.
В качестве критериев приобретаемого навыка выделено следующее:
- выполнение ребенком требования педагога сидеть на стуле в учебной зоне в ситуации учебного занятия;
- фиксирование взгляда на лице педагога по инструкции «посмотри на меня», либо на предлагаемом задании;
- выполнение ребенком простых инструкций;
- выполнение действий по подражанию.
Работа делится на 4 этапа:
- Установление контакта с ребенком. Беседы с родителями ребёнка. Изучение медицинской и других видов документации.
- Определение уровня развития ребёнка. Выявление зоны актуального развития и обозначение зоны ближайшего развития. Для этого необходимо: выявить какие навыки и умения уже имеются у ребенка; определить состояние высших психических функций; определить предметы и виды деятельности, которые привлекают ребенка; выявить проблемы поведения (агрессия, крик и др.); способы общения с окружающими; определить какие виды поощрения наиболее приемлемы для ребенка.
- Создание условий для учебных занятий, которые будут соответствовать особенностям ребёнка: переставить мебель в комнате, таким образом, чтобы во время занятий с педагогом у ребенка не было возможности встать и уйти; подобрать задания, доступные для выполнения.
- Формирование положительного отношения к систематической совместной со взрослым деятельности: использовать эмоционально-личностную форму общения; занятия с ребенком проводить в строго определенное время, в учебной зоне комнаты; использовать те предметы (игрушки, учебные пособия), которые интересны ребёнку.
Методы работы:
- Поощрение желаемого поведения с помощью подкрепляющих стимулов.
- Пресекание социально-неприемлемых видов поведения.
Условия реализации работы:
- Основные занятия с ребенком проводит учитель индивидуально на дому.
- Коррекционно-развивающие занятия проводит педагог-психолог (позже подключается и учитель-логопед) в школе, сначала индивидуально с ребенком, а затем с включением ребенка в групповые занятия.
- Родители имеют возможность получать консультации специалистов ПМПК.
- Период реализации работы: в течение 1 учебной четверти, по результатам составляется индивидуальная коррекционно-образовательная программа.
В период адаптации проводится психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей учащегося специалистами ПМПк школы для ознакомления родителей с особенностями психического и личностного развития, а так же обучения их приёмам продуктивного взаимодействия с ребенком.