Петрова Раиса Геннадьевна, заместитель директора по учебной работе, МБОУ НОШ №34, Нижний Тагил
Внеурочная деятельность в коррекционно - развивающем обучении – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами учащихся и их родителей.
Для организации внеурочной деятельности рекомендуем педагогам использовать формы, отличные от учебных занятий.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и проектных исследований и т.д. Посещая кружки и разные мероприятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников.
Мы стараемся сделать так, чтобы внеурочные занятия направляли свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Благодаря занятиям педагога-психолога и педагога-логопеда с детьми, требующими психолого-педагогической, логопедической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке звуков, устной речи, почерка, письменной речи, коррекции познавательных процессов и т.д.) и индивидуальной и групповой работе классного руководителя корректируется отставания в учебной деятельности.
Педагогом-психологом школы составлены и реализуются программы по развитию познавательной сферы "Шаг вперед", эмоционально-волевой сферы "Секреты общения"; педагогом-логопедом - "Говоруша" - развитие словарного запаса младших школьников.
Составлены и подписаны соглашения о совместной деятельности и социальном партнерстве с СП "Рудничок", МБУ ДНК Рудника им. 3 Интернационала, музеем памяти воинов - тагильчан, погибших в локальных войнах планеты, реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексным центом социального обслуживания населения Тагилстроевского района. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе.
Классные руководители разработали образовательные программы: "Азбука вежливости", "Народные игры", это программы сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с 1-го по 4-й класс, акцентируя внимание на планируемых результатах, в соответствии с которыми меняется и содержание программы.
Реализуемые тематические образовательные программы, направленные на получение образовательных и воспитательных результатов в определенном проблемном поле. Программа "Перекресток" направлена на профилактику и коррекцию девиантного поведения обучающихся; программа "Гармония" на формирование толерантного отношения к окружающему миру, программа "Здоровье" - на создание потребности в здоровом образе жизни.
Организация занятий по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Наша школа предоставляет учащимся и их родителям возможность выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника. На базе школы создана программа совместной деятельности школы и семьи "У очага", направленная на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании.
С реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями подписан договор о социальном партнерстве. Наши партнеры предлагают занятия для родителей в группах "Родительское сердце", "Жемчужина", "Мать и дитя", "Импульс", совместно организуем круглые столы, посвященные проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, подготавливаем и проводим социальные акции, направляем в ЦР на оздоровительный отдых со специализированными сменами для реабилитации детей с ОВЗ в каникулярный период.
Формирование всесторонне развитой личности школьника требует комплексного подхода к постановке всего дела воспитания, чтобы урочная и внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.