Иваненко Татьяна Дмитриевна, заместитель директора по УР, Вершинина Надежда Николаевна, педагог-психолог, МОУ СОШ №13, Нижний Тагил
Краткая справка об ОУ.
В ОУ обучается 657 детей, работает 55 педагогов. В школе функционируют 8 классов для детей с задержкой психического развития, в которых обучаются 87 учащихся (13%).
Сущность психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в ОУ №13
Под сопровождением мы понимаем систему профессиональной дея-тельности различных специалистов по созданию условий для эффективного взаимодействия с родителями с целью развития лично¬сти ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности. В нашем образовательном учреждении мы выстроили систему сопровождения, основными принципами которой являются:
- рекомендательный характер советов сопровождения ребенка;
- приоритет интересов сопровождаемого, т.е. на "стороне ребенка";
- непрерывность сопровождения ребёнка и семьи;
- комплексный подход, который предполагает тесное взаимодействие специалистов (педагоги, психолог, логопед, медицинский работник);
- сопровождение профессиональной деятельности педагога.
Система работы с родителями детей с ОВЗ.
Ежегодно проводимые социологические исследования позволили нам выделить следующие группы потребностей родителей детей с ОВЗ:
- в оперативном получении информации от классного руководителя, педагогов, психолога, логопеда, руководителей школы по решению возникающих проблем;
- в получении оперативной актуальной информации об успехах и трудностях ребенка;
- в эмоциональной поддержке в трудные периоды;
- в получении подтверждения от школы в правильности применяемых методов, приемов, способов;
- во взаимодействии в сообществе родителей, имеющих ребенка со схожими проблемами.
Для конструктивного взаимодействия всех специалистов, участвующих в сопровождении ребенка и его родителей, в школе разработана Карта психолого-педагогического сопровождения, которая ведется в электронном виде.
В основу любого общения педагога с родителями мы включаем пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:
- Выражение позитивного отношения к учащемуся: "что хорошего я могу сказать…", т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.
- Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: "но меня беспокоит…". И дальше – суть того негативного, ради чего встреча задумана.
- Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является.
- Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося.
- Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося.
- Основные формы взаимодействия школы с родителями.
Основными формами взаимодействия нашей школы с родителями являются:
- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами консилиума по возникающей проблеме;
- переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей);
- психолого-педагогическое просвещение (родительские лектории, конференции, выпуск буклетов);
- организация работы телефона доверия;
- проведение неформальных встреч родителей, учащихся, преподавателей (круглые столы, праздничные мероприятия);
- организация совместной деятельности (привлечение родителей к организации игр, экскурсий, походов, праздников, выставок детского творчества).
Результаты реализации на практике системы взаимодействия с родителями учащихся с задержкой психического развития:
- наладить постоянный контакт родителей со школой, снизив уровень их тревожности в процессе взаимодействия со специалистами ОУ;
- дать родителю инструменты поддержки собственного ребенка, что позволило сделать семью активным участником сопровождающих мероприятий;
- повысить уверенность родителей в собственных силах и сформировать позитивный взгляд на ситуацию;
- увеличение числа родителей, выполняющих рекомендации, полученные в ходе обследования на ПМПК;
- добиться более яркой позитивной динамики развития ребенка и его оптимальной социальной адаптации. Все учащиеся с ОВЗ успевают. Все выпускники с ОВЗ профессионально самоопределяются и продолжают обучение в учреждениях профессионального образования.
Приложение - фото №1. Методическая консультация для родителей по комплекту учебников из ОС "Школа 2100".
Приложение - фото №2. Расширенное заседание консилиума по проблемам обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС.
Приложение - фото №3. Родители – активные участники реализации программ внеурочной деятельности.
Приложение - фото №4. Совместные с родителями походы в лес – одна из любимых форм реализации на практике здоровьесберегающих технологий.