Развитие зрительного восприятия как способ коррекции графо-моторных навыков младших школьников при ЗПР

Тимкив Раиля Рахимзяновна, учитель-дефектолог, ГКОУ СО "Верхнетагильский детский дом-школа", Верхний Тагил

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Различные виды нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Нарушения зрительного восприятия ведут к трудностям выделения фигур, букв, цифр, их величины, соотношения частей, четкого дифференцирования различия и сходства близких по конфигурации или зеркальных элементов, отставание в формировании пространственного ориентирования.и др. снижают количество и изменяют качество полученной информации, страдает точность и полнота зрительного восприятия. В ходе изучения анамнестических данных и исходя из результатов входящей диагностики (скрининг). При этом следует отметить, что несформированность зрительного восприятия зачастую заключается в том, что это дефицит не отдельно взятой зрительной или моторной функции, а дефицит интегративного взаимодействия этих функций.

В силу изменившихся условий, возникновению новых требований, меняется и содержание работы учителя-дефектолога. Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Поэтому основной задачей учителя-дефектолога является создание наиболее эффективных условий организации развития и обучения детей. Работа педагога направлена на поиск нестандартных подходов.

Работу по коррекции зрительно восприятия начинаю как можно раньше. С детского сада. Наиболее доступными для восприятия учащихся являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением. В работе с детьми с нарушением зрения необходимо соблюдать следующие условия:

  • использование принципа отрицательного контраста. Изображение черного объекта на белом фоне;
  • лучше запоминаются заполненные фигуры, чем контурные, силуэтные;
  • чередование формы работы для переключения фиксации взора с ближнего расстояния на дальнее расстояние и наоборот;
  • размещение зрительных ориентиров красного, желтого, зеленого цвета, которые используются для снятия зрительного напряжения;
  • медикаментозное сопровождение в виде массажа, физиопроцедуры, лечебной физкультуры.

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Особое внимание уделяется согласованию движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;
  • раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
  • обведение рисунка по контуру, копирование;
  • рисование по опорным точкам; обведение по карандашу;
  • дорисовывание изображений;
  • рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;
  • разлиновка; письмо по кальке;
  • графический диктант;
  • работа по линейке;
  • конструирование букв из элементов букв;
  • альбом для развития тактильных ощущений.

Мной был создан альбом для развития тактильных ощущений, который содержит печатную и письменную буквы в обычном формате и письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Данные буквы дети обводят пальцем, накрывают ладонью, концентрируясь на ощущениях руки. Затем тоже выполняют с закрытыми глазами.


Развитие ручной моторики является основой формирования графических навыков. Каждое коррекционное занятие должно сопровождаться специальной пальчиковой гимнастикой, сочетающей развитие всех пальцев руки (а не только первых трех пальцев, наиболее активных в деятельности и составляющих "социальную зону руки") и движений кисти руки трех видов: на сжатие, растяжение и расслабление. Гимнастику следует проводить не менее двух раз по 1-2мин на каждом коррекционном занятии; допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом классе), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Для развития мелкой моторики полезны упражнения на сортировку бусинок, пуговок, катание между ладонями деревянных, пластмассовых, резиновых мячей с шипами, работа с мелким конструктором, пазлами и др. (примеры упражнений см. ниже). Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает овладение навыками письма. Работая с детьми младшего школьного возраста, приходится задумываться над тем, как сделать занятия более яркими, насыщенными, интересными. У детей игра занимает ведущую роль в жизни. Поэтому стараюсь часто использовать игровые и занимательные упражнения на своих уроках.

Работа над развитием движений руки ребенка является одновременно и работой по формированию различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей.

  • 00001
  • 00002
  • 00003
 

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин