Грибанова Малика Кюриевна, учитель начальных классов, "Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат", Карпинск
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс ,без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
В XXI в. перечень средств наглядности значительно расширился. В арсенале учителя теперь не только рисунки и плакаты. Современные компьютерные технологии позволяют показать процессы и явления, невидимые глазу, совершить виртуальное путешествие во времени и в пространстве, получить разнообразные навыки, сформировав собственную траекторию обучения.
В своей статье я хочу затронуть вопрос о применении интерактивных методах обучения, в частности применения интерактивной доски на уроках в начальной школе. Актуальность темы обусловлена необходимостью организации учебных занятий в соответствии с новыми стандартами и требованием времени.
Использование интерактивной доски позволяет задействовать все основные сенсорные системы ребёнка - слуховую, визуальную и кинестетическую, делая образовательный процесс более эффективным.
Особенное значение психологи придают кинестетической системе, так как именно с ней связаны явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Глубокое обучение становится возможным только при взаимодействии моторики и кинестетического восприятия. И здесь на помощь приходят интерактивные доски.
Интерактивная доска, как и обыкновенная школьная доска, служит для демонстрации информации или групповой отработки необходимых навыков. Она позволяет организовать диалог между учителем и учениками, необходимый для получения обучающимися знаний. Интерактивная доска является техническим средством обучения и ее применение на уроках регламентируется СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”". Согласно данному нормативному документу, работа с интерактивной доской должна являться одним из этапов работы на уроке и использоваться либо при объяснении нового материла, либо при закреплении, отработке навыков и контроле. Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 не ограничивает количество обращений к ТСО в день, требуется лишь чередовать виды деятельности учащихся в течение урока.
Хочется отметить преимущества использования интерактивной доски на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, как для меня, так и для обучающихся:
- используя интерактивную доску на уроке, сама могу выбирать различные стили обучения, поэтому занятия становятся более яркими, получаю возможность работать с различными ресурсами и приложениями, ориентироваться на те или иные потребности детей, могу проводить и создавать опросы в режиме реального времени, демонстрируя обучающимся результаты тестирования;
- обучающиеся получают больше возможностей для активного участия в учебном процессе; лучше понимают сложный материал в результате более ясного, динамичного и эффективного его представления; получают большие возможности для развития самостоятельности и творчества; могут стирать и вырезать объекты с экрана, копировать и вставлять их, возвращать или отменять действия, что придает ребятам больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить ошибки, что особенно важно при решении различных вычислительных примеров и задач.
При подготовке к уроку важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам.
При разработке плана каждого урока я заранее предусматриваю применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных интерактивных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики. Например, при обучении чтению на уроках обучения грамоте я активно использую электронное учебное пособие "Азбука". Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в "Азбуку", способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, я стараюсь максимально использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности.
Использования интерактивной доски способствует: активизации познавательной деятельности; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект), 2014год http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/07_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%97%D0%9F%D0%A0_27.09.2014.pdf