Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск
Тема "Русская матрешка". Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса во внеурочной деятельности по теме "Русская матрешка", в технике аппликация.
Задачи:
- познакомиться с понятиями: матрешка; аппликация; цветовой круг; основы композиции;
- обучиться навыкам вырезания, приклеивания;
- самостоятельное усвоение новых знаний и умений;
- развитие у детей визуального восприятия, фантазии, творчества, художественного вкуса;
- формирование патриотических чувств, воспитание гордости за страну, получение знаний об истории России;
- развивать умение работать в коллективе;
- самооценка соответствия собственной деятельности и результата.
Технологическая карта урока
Предмет тема класс |
Методы |
Тип/вид урока |
Планируемые результаты |
Виды учебной деятельности |
Система средств обучения |
||||
Личностные |
Межпредметные |
Предметные |
|||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||||
Дополнительное образование "Русская матрешка" в технике аппликация 3 класс, программа "Азбука рукоделия" |
Практический, наглядный, вербальный, частично поисковый |
Комбинированный (повторение, закрепление). Подведение учащихся к осознанию проблемной ситуации усвоения знаний и применение их на практике |
Ценностное отношение к себе. Самоопределение, саморазвитие. Ценностная и морально-этическая ориентация. |
Умение составлять план и последовательность действий. Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Самостоятельное определение и формирование познавательной цели. Умение строить речевые высказывания. Умение выбрать эффективный способ решение задач. Умение осуществлять рефлексию способов и условий действия |
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними. Умение вести диалог при обсуждении проблемы |
Понимание определений: "композиция", "цветовая грамотность", "техника выполнения "Аппликация из бумаги" |
Работа в группах |
Трафареты, инструкционные карты, ножницы, клей, цветная бумага, образцы, таблицы критериев оценки. |
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Iэтап Мотивация к деятельности (2 мин) Цель: Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. |
Педагог приветствует учащихся. Проверяет готовность детей к занятию, какие инструменты и материалы готовы к уроку. "Начинаем мы урок, Он пойдет ребятам впрок. Потрудиться надо, Результат - награда!"
|
Учащиеся приветствуют педагога. Подготовка к занятию, контроль готовности к уроку. |
Личностные: Формируем проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. Регулятивные: Формируем навыки самоорганизации, способность регулировать свои действия. Формируем включение в действие.
|
IIэтап Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (3 мин) Цель: подведение детей к формулированию проблемы. Постановка задач занятия. Составление плана работы. |
Предлагает выполнить задание. "Отгадайте загадку, ответ на нее и будет темой сегодняшнего урока:
Алый шелковый платочек, После того, как дети выяснят тему занятия, педагог задает вопросы: «О чем вам хотелось бы узнать?», «Какие вопросы у вас появились?», «Хотели бы вы «нарядить» матрешку?»
|
Отвечают на вопросы (разгадывают загадку). Корректируют ответы одноклассников. Называют тему. Составляют план работы. |
Личностные: Формируем учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу Регулятивные: Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу. Формируем умение составлять план и последовательность действий. Познавательные: Формируем умение анализировать, выделять и формулировать задачу Коммуникативные: Формируем умение владеть речью, выражать мысли
|
IIIэтап Совместное получение новых знаний (5 мин) Цель: Выявление учащимися новых знаний. Умение находить ответы на вопросы, подведение к самостоятельному выводу. |
Предлагает детям разделиться на 2 группы. Раздает инструкционные карты в каждую группу. 1) Матрешка - уменьшительная форма от имени Матрена - русская деревянная, расписная игрушка в женской народной одежде; 2) Раньше в России имя Матрена, Матрёша самым распространённым женским именем, в основе корня которого латинское слово «mater», означающее-мать; |
Делятся на группы. Изучают инструкционные карты. Каждая группа делает доклад по теме "Русская матрешка" |
Личностные: Формируем ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Познавательные: Формируем умение самостоятельно приобретать знания, извлекать необходимую информацию Коммуникативные: Формируем умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение слушать, участвовать в обсуждении, Формируем умение работать в группах, учитывая мнение сверстников. Предметные: Формируем умение давать определение новым словам. Формируем умение усвоение нового материала.
|
IVэтап Приемы выполнения (5 мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Контроль качества |
Предлагает вспомнить технику выполнения работы, ответить на вопросы: 1) Что такое композиция? 2) Что такое цветовое решение? 3) Как использовать трафареты? |
Дети вспоминают технику выполнения, используя знания цветовой грамотности и основы композиции. |
Познавательные: Формируем умение структурировать ранее полученные знания. Коммуникативные: Формируем навыки слушать партнера по общению, умение выражать свои мысли Предметные: Формируем умение давать определение понятиям.
|
Vэтап Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону (15 мин) Цель: изготовление изделия в группах, взаимодействие, помощь друг другу |
Чтобы привлечь детей к работе, учитель показывает образец изделия, которое должно получиться в конечном результате. Предлагает работу в группах: нарядить матрешку в технике аппликация, задает вопрос: «Как справиться с заданием быстро и качественно?» Направляет, контролирует. |
Учатся составлять план достижения цели и определяют модель выполнения (алгоритм). Дети обводят трафарет, вырезают нужные детали, приклеивают их. Работа в группах, сильный помогает слабому. Объединение усилий для достижения результата. Самопроверка, пошаговое сравнение с эталоном |
Личностные: Формируем установление значимости и связей ряда последовательных операций по изготовлению изделия Регулятивные: Формируем умение планировать и осуществлять свою деятельность, Формируем умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: Формируем умение выбрать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Коммуникативные: Формируем умение осуществлять сотрудничество, помогать друг другу. Формируем умение работать в группах, учитывая позицию сверстников.
|
VIэтап Рефлексия учебной деятельности (10 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей |
Учитель задает вопрос: "О чем мы говорили на уроке?", "Что для вас показалось трудным?", "Кто и что вам помог справиться с задачей?", "Довольны ли вы своей работой на уроке?". Учитель предлагает устроить мини-выставку в кабинете из изготовленных работ, позже задает вопросы: "Кто хотел бы что-либо исправить в работах и что для этого надо делать?", "Кто доволен своей работой?" Дает задание сотрудничества с другой учебной дисциплиной (на уроке информатики создать и раскрасить матрешку с помощью инструментов графического редактора) Заканчивает урок Фантазии полет и рук творенье, Любовь к прекрасному живет века, И совершенство формы. Нет сомненья: Наш мир спасут талант и красота!
Спасибо за внимание и работу. |
Отвечают на вопросы, организуют выставку из работ. Общее обсуждение работ с учетом позиций другого. Выявляют ошибки, объясняют их. Выделяют хорошую, качественную работу по таблице. Соотносят цель и результат, степень их соответствия.
|
Личностные: Формируем умения устанавливать значение результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; Регулятивные: Формируем умение определять успешность своего задания. Формируем умения выделять и осознавать то, что усвоено, оценивать качество и уровень выполнения. Формируем начальные навыки рефлексии Познавательные: Формируем навыки контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: Формируем умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.
|
Таблица "Критерии оценки"
Критерии |
Самооценка |
Оценка группы |
Оценка учителя |
Аккуратность |
|
|
|
Техника выполнения |
|
|
|
Цветовое решение |
|
|
|
Композиция |
|
|
|