Формирование эмоционально-образного восприятия обучающихся с ЗПР 5-7 классов в процессе музыкального образования

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель музыки, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит целями современного образования воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности.


В настоящее время в семье и школе все внимание уделяется интеллектуальной сфере детей. Эмоциональный компонент в жизни подрастающего поколения часто остается без внимания. Однако от развитости эмоций, чувств, способности мыслить образами зависит полноценная жизнь растущей личности.

В школьном возрасте проявляется, потребность в эмоциональном насыщении, в особенности при восприятии произведений искусства.

Одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей является музыкальное искусство. Общение с ним происходит через эмоционально-образное восприятие музыки, что является важным компонентом формирования эмоционально-чувственного мира школьника, и как следствие развития его как личности.

На уроках музыки в младших классах происходит знакомство с музыкальными произведениями, средствами музыкальной выразительности, то в основной школе продолжается развитие умений обучающихся целостно воспринимать музыкальные произведения.

Наблюдения за детьми с ЗПР показали, что у них возникают трудности в умении дифференцировать эмоции, словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать об ее эмоциональном-образном восприятии.

Существует реальная необходимость развивать у детей с ОВЗ музыкальное восприятие, практику высказываться о музыке, нужна специальная работа по обогащению эмоционального словаря обучающихся с ЗПР, а также воспитания эмоционально-ценностного отношения к искусству.

В результате анализа были сделаны следующие выводы, о необходимости создания комплексного подхода к эмоционально-образному восприятию музыки у обучающихся с ЗПР 5-7 классов путем творческого восприятия музыкальных произведений, обогащения опыта певческой деятельности, воспитывая эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Восприятие тесно связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Знакомство со структурой художественного образа, своеобразием музыкального языка позволяет полнее постигнуть и содержательную сторону музыки.

Процесс восприятия музыки (впрочем, как и других искусств) всегда деятелен, активен.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором. Включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, а также понимание того, при помощи каких средств художник, композитор, музыкант, достигает эстетический эффект воздействия.

В работе учителя, работающего в специальной школе с детьми с ЗПР, центральное место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия. Чтобы уроки носили эффективный характер необходимо создать благоприятные условия для самораскрытия ученика, отобрать методы и приемы обучения для формирования у них эмоционально-образного восприятия музыки в процессе деятельности и познания на уроке.

Наблюдение показало, что многие обучающиеся с ЗПР 5 класса неадекватно понимают основные эмоции, как правило, не соотносят их с эмоциональным содержанием музыкальных произведений, способы выражения этих эмоций бедны.

Некоторые из них путают эмоции "горе", "радость" "страх", практически не могут узнать "волнение, злобу, тревожность". Эмоциональный словарь детей беден и скуп.

С такими детьми проводится специально организованная планомерная работа по формированию вербализации эмоций и выражении их через слово. Для этого на уроках, коррекционных занятиях, внеурочной деятельности применялись специальные упражнения для закрепления эмоциональных оттенков основных чувств ("называем эмоции", "мое настроение" и др.).

Например, с помощью выбранных несложных музыкальных инструментов участники поочередно выражают свои чувства или ведут диалог с кем-либо из членов группы: одна группа - возвышенно, другая группа - тревожно.

Велась работа по обогащению эмоционального словаря - чувств и настроений - "словарь эстетических эмоций".

Формирование эмоционально-образного восприятия музыки должно происходить через активизацию эмоционально-чувственной сферы обучающихся во время слушания музыки.

Поэтому для этого используются технологии и интерактивные методы.

Личностно-творческое освоение самой музыки предполагает использование элементов арт- технологии, метод творческих заданий - "сочинение сочиненного" и "метод создания композиций". Так, при представлении новых знаний используются диалогические формы работы - эвристическая беседа, дискуссия.

В основу взаимодействия с классом используется "педагогика сотрудничества", организуется учебный процесс во взаимодействии "учителя-ученика", "ученика-ученика".

С помощью информационно-коммуникационных технологий создаются карточки-задания, тесты, мультимедийные презентации, слайд-шоу.

Работа по формированию эмоционально-образного восприятия музыки строится на основе цельного анализа музыкальных произведений.

Этапы работы по формированию эмоционально-образного восприятия музыки:

  • 1 этап - усвоение основ музыкальной грамотности (начальное образование). Во время слушания музыки происходит знакомство с жанрами музыки, звучанием инструментов, национальными особенностями музыкального языка, средствами и элементами музыки.
  • 2 этап - аналитическая деятельность (сравнение и обобщение музыкальных впечатлений). После первого знакомства с музыкальным произведением, при повторном звучании каждое средство или элемент музыки, принцип драматургии, обучающиеся должны определять по ходу звучания музыки, фиксируя свой ответ в тетради одним – двумя словами, это дает возможность создания у обучающихся целостного восприятия музыки. Для такой работы детям предлагаются опорные карточки-помощники. Используется метод "ассоциативных цепочек". По ходу слушания записываются цепочки возникающих у них ассоциаций. Создание цветовой гаммы произведения: выстраивание зримого аналога ее развития с помощью цветовой палитры. Цветом моделируется эмоциональное состояние. Это помогает не только осознать эмоционально-интонационную сторону музыки, но также промоделировать ее композицию.
    На этом этапе используются творческие задания направленные на создание художественно-образной среды, постижение общего характера произведения моделирование ситуации и мысленное перенесение в нее, постижение общего характера произведения Показ художественной картины – (вопрос - какие приемы использовал художник для ее написания, а что потребуется композитору), ситуации "Послание на Луну", "Письмо нашему поколению", слушание произведения без предварительного объяснения учителя, обучающиеся рассуждают, строят догадки исходя из музыки. В процессе такой деятельности развивается воображение.
  • 3 этап - аналитическая деятельность во время слушания, творческие домашние задания). Определение средств муз. выразительности проводится различными способами: прохлопывание ритма, изображение линии или способа движения мелодии в тетради. При определении динамики произведения - показ движением руки помогает обучающимся обращать внимание на кульминацию музыкального произведения, на смену частей.

Данный анализ активизирует умение выделять из музыкального потока мелодию и характеризовать ее. Это умение приводит, в свою очередь, к мелодической выразительности при вокально-хоровой работе со школьниками.

В 7 классе в план целостного анализа включается еще один пункт – определение принципа драматургии. У обучающихся формируется умение раскрывать взаимодействие и взаимоотношения музыкальных образов.

После такой работы можно организовать работу в группах, где анализируется услышанное. Результат - единый доклад от группы. Учитель корректирует рассуждения школьников, а результаты анализа могут оценивать сами обучающиеся взаимопроверкой и самопроверкой.

После выполнения целостного анализа музыкального произведения обучающимся предлагается выполнить творческие домашние задания: нарисовать рисунок; подобрать стихотворение, иллюстрацию к произведению; презентацию музыкального произведения, создать видеоклип -репродукции картин из старых журналов.

Такие задания раскрывают эмоциональное отношение обучающихся к музыке, развивают ассоциативное мышление.

Такой принцип деятельности во время слушания музыки учит активному слушанию.

Внедрение в практику работы на уроке музыки записи на магнитофон или на видео исполнение песен ребятами в классе, а потом прослушивания и анализа создает предпосылки для освоения способов самоанализа, самооценки, развитие потребности в рефлексии в вокальной деятельности.

Формами воспитания эмоционально-ценностного отношения к музыке, искусству является внеурочная деятельность: недели музыки, экскурсии, концерты, театральные представления. Взаимодействие с учреждениями культуры города: детской школой искусств, театром музыки, драмы и комедии, киноцентром "Нейва", позволяет организовать культурный досуг, развивать эстетические и музыкальные предпочтения обучающихся.

Развитие восприятия музыки как способности к индивидуальному слышанию, творческой интерпретации музыки, ведет к эмоционально-образному восприятию, воспитанию эмоционально-ценностному отношению к искусству подростков.

Поиск

Администратор

8-9O9-O2O-52-56

Алексей Геннадьевич Сметанин